Новости проекта
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Выставка "Образование и карьера 2020"
«Учитель для Беларуси»
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 189 человек

Родителям

Дата: 17 февраля 2014 в 14:27, Обновлено 21 января в 23:00

Роль родителей в выборе жизненного пути

               В девятом классе завершается обучение ребенка в базовой общеобразовательной школе.

          Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.д). Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

         На данном этапе повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами — учиться становится сложнее. Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.

          Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить. Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно. Десятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто любовь к интеллектуальным играм.

Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему.

«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ»

Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни. Но часто нежелание продолжать образование связано с определенными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей. Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое. Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие). Можно предложить ему по собственному усмотрению выбрать внешкольное занятие и не только не критиковать его выбор, но дать ему полную самостоятельность, изредка проявляя интерес к его успехам и проблемам в этом деле.

         Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.

         В таком случае важно, чтобы в его распоряжении была как можно более полная информация о возможностях продолжения среднего образования – поступить в другую школу, в колледж для получения интересующей специальности, в вечернюю школу и т.п. Родители могут собрать эту информацию (от знакомых, из справочников, найти в Интернете) и предложить ребенку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования. В новом коллективе он, возможно, сможет найти друзей.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР

         Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если  школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению.

         Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед ними тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз. Этим детям также необходимо помочь  правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели.

         Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобразовательной  школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребенок не должен участвовать в семейных делах и освобождаться от выполнения своих обязанностей по дому, однако он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала. Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых. Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение. Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

                   Построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее (используя термины психологии – построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь – выбрать ту или иную форму завершения среднего образования. Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Тем не менее, какое бы решение ни принял школьник, главное, чтобы это было его собственное, самостоятельное решение. Не секрет, что специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и дедушек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда «кусок хлеба», вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.

         Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии. Как правило, у выпускников десятых классов упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий.

         С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.

ПОСОЛ ИЛИ АССЕНИЗАТОР?

         Так, можно обратиться к специалисту – психологу-профконсультанту. Арсенал профконсультационных средств в психологии весьма велик, однако они могут помочь выявить способности ребенка в самом общем виде. В книге Ди Снайдера «Практическая психология для подростков» остроумно обрисованы ограничения профориентационных методик. Автор вспоминает, как проходил тестирование в старших классах. Его способности были оценены как подходящие для работы ассенизатором или послом, потому что у него в комнате было всегда не убрано, и он любил итальянскую кухню. Конечно, это преувеличение, но важно понимать, что никакая методика не заменит осознанного самостоятельного решения. Для этого взрослые должны обратить внимание школьника на его личные качества, обсуждать его собственные и чужие способности, фиксировать внимание на тех случаях, когда он проявлял заинтересованность и творческий подход к тому или иному делу, пусть это даже незначительные поручения по хозяйству.

         Необходимо не только создать у ребенка представления о мире профессий, но и попросить его высказать мнение о том, какие способности нужны для той или иной профессии и какие особенности характера могут помешать стать хорошим специалистом. Например, для того чтобы вести музыкальные программы на радио, необходимо отлично разбираться в музыке и иметь хорошую память, а помешать могут стеснительность, дефекты речи и т.п.

         Правильным профессиональный выбор может быть только тогда, когда максимально учитывается индивидуальность учащегося – его способности и интересы. Важно также наличие конкретного профессионального плана, то есть осознание того, какие конкретные шаги необходимо предпринять на пути к намеченной цели: куда поступить, какие качества развивать у себя и т.п.

         Часто родители затрудняются ответить, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Понять, насколько осознан профессиональный выбор ребенка, есть ли у него адекватные представления об интересующей профессии, знает ли он свои способности, поможет беседа. Можно задать школьнику вопросы, специально сформулированные для тех, кто выбирает профессию .

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1.Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
2. Составь себе общую ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.
3. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
4. Выдели возможности и ограничения,
 обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.
5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.
6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
7. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
8. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
9. Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.
10. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей.
11. Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.
12. Обратись за консультацией к специалисту-профконсультанту, если на каком-либо этапе выбора профессии у тебя возникли затруднения.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

 Уважаемые папы и мамы!
         Выбор профессии – важное и ответственное дело!
         Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.


1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

ГРИПП И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Грипп представляет собой острое вирусное инфекционное заболевание с воздушно-капельным путём передачи возбудителя. Протекает с симптомами интоксикации, повышением температуры, головной болью, ломотой в суставах и мышцах и поражением дыхательных путей.
Среди ОРИ удельный вес гриппа составляет 12-15%.Грипп является самым массовым инфекционным заболеванием и единственной инфекцией, которая вызывает ежегодные сезонные эпидемии и периодические пандемии, охватывающие до 30% населения в мире.
Основной источник гриппозной инфекции-больной человек, который выделят вирус во внешнюю среду при разговоре, кашле, чихании. С частицами слизи вирус может рассеиваться на несколько метров от больного. Наибольшая заразность  наблюдается с первых часов болезни до 3-5 дней. Массовому распространению болезни способствуют больные с лёгкими и стёртыми формами.
Основной путь передачи - воздушно-капельный.
Грипп начинается остро. Инкубационный период составляет 1-2 дня, но может продлиться до 5 дней. Тяжесть болезни зависит от общего состояния болезни, возраста  ребенка. При лёгком течении заболевания температура тела может оставаться субфебрильной  или повышаться не выше 38 С, симптомы интоксикации слабо выражены или отсутствуют.
При среднетяжёлом течении гриппа температура повышается до 38.5-39.5С. Появляются интоксикация, головная боль, суставные и мышечные боли, обильные потоотделение, слабость, светобоязнь, сухость, першение в горле, заложенность в носу. На 2-3 е сутки наступает разгар заболевания (максимально высокая лихорадка, выраженная интоксикация, катаральный синдром-ринит, ринофарингит, трахеит). При  обычном течении на 4-7й день отмечается улучшение: температура нормализуется не позднее 4х суток, симптомы интоксикации исчезают к 7му дню, а катаральный синдром к 10 дню с момента начала заболевания.
При развитии тяжёлого течения гриппа температура тела поднимается до 40 С и выше, появляется рвота, поражается нервная и сердечно-сосудистая системы. Состояние больного    резко ухудшается.
Грипп опасен осложнениями. К наиболее частым относятся пневмонии и бронхиты, воспаление придаточных пазух носа, возможно осложнение со стороны сердечно-сосудистой, нервной системы и других внутренних органов. После  перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться явления постинфекционной астении: утомляемость, слабость, раздражительность, головные  боли, бессонница.
Всем больным гриппом назначается постельный режим на время всего лихорадочного периода. Больной должен быть тепло укрыт, получать обильное согревающее тепло (горячий чай с лимоном, мёдом, мятой, отвар шиповника, тёплое молоко, щёлочные минеральные воды.) И принимать только те лекарства, которые прописал врач. Помещения, где находится больной, нужно часто проветривать и подвергать влажной уборке 2-3раз в день.  Больному следует выделить отдельную посуду, полотенце. Контакт и общение членов семьи с больным не допускается, кроме лиц, непосредственно ухаживающих за ним, которые должны носить  марлевые маски. При разговоре, кашле, чихании больной обязан прикрывать рот и нос платком. Его бельё нужно часто менять и проглаживать.
Единственным методом специфической профилактики, который даёт и профилактический и экономический эффект является применение вакцины.
В условиях детской поликлиники  Вы можете получить прививку против гриппа. Необходимо обратиться к участковому врачу.
Неспецифические средства профилактики принимаются за 2-3 недели до начала эпидемии и во время её. Хорошим профилактическим средством является оксалиновая мазь. Она не имеет противопоказаний, применяется для взрослых и детей 1-2 раза в день смазывают носовую полость.
В период эпидемии необходимо больше гулять на свежем воздухе, не переохлаждаться, избегать стрессовых ситуаций, которые угнетают иммунитет.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.