Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 196 человек

НОУ "Исследователь"

Дата: 15 января в 15:49, Обновлено 7 мая в 21:15

Ничто великое в мире не совершалось без науки.
Галилей

Гимн научного общества учащихся и педагогов "Исследователь"

Что такое НОУ? Это выбор,

Может, первый шаг судьбе навстречу,

 Первое серьёзное, быть может, испытание

 И ума, и памяти, и речи.

Припев:  Знаю: будут ночи без сна,

               Знаю: будет загадок стена,

               Вместо танцев, вместо кино

              Наукой займусь всё равно.

Что такое НОУ? Это горечь,

 Горечь от несбывшейся надежды.

 Сердце сжав в кулак, свои амбиции хоронишь,

 Облачаясь в чёрные одежды.

Припев:  Знаю: будут ночи без сна,

               Знаю: будет загадок стена,

               Вместо танцев, вместо кино

              Наукой займусь всё равно.

Что такое НОУ? Это счастье,

 Счастье обретённого познания.

 Пусть не стал ты первым, но свой долг исполнил честно,

 Значит, ещё ждёт тебя признанье.

Припев:  Знаю: будут ночи без сна,

               Знаю: будет загадок стена,

               Вместо танцев, вместо кино

               Наукой займусь всё равно.

Что такое НОУ? Это слава,

 Слава, что добыл в бою жестоком.

 Много лет пройдёт, но вновь и вновь об этом вспомнишь,

 Возвращаясь к сладостным истокам.

Припев:  Знаю: будут ночи без сна,

               Знаю: будет загадок стена,

               Вместо танцев, вместо кино

               Наукой займусь всё равно.

Совет

школьного научного общества учащихся и педагогов

«Исследователь»

на 2019/2020 учебный год

                          1. Мишнева Марина Валерьевна, заместитель директора по учебной работе;

                          2. Гузелевич Лилия Николаевна, руководитель школьного научного общества ;

                         3. Бондаренко Инна Викторовна, руководитель МО учителей начальных классов;

                         4. Литвинко Елена Сергеевна, руководитель МО  учителей физики, астрономии, математики, химии,   

                               биологии, географии, информатики;

                         5. Синцова Елена Николаевна,  руководитель МО учителей  русского языка и литературы, белорусского

                              языка и литературы, английского языка, истории,  обществоведения, искусства;

                         6. Кулага Оксана Игоревна, педагог-психолог;

                         7. Аквицкая Наталья  Анатольевна, библиотекарь;

                        8. Максимова Анна, учащаяся IX класса;

                        9. Щербич Анастасия, учащаяся IX класса;

                       10. Марудин Алексей, учащайся IX класса;

                       11. Казакевич Дарья, учащаяся VIII класса;

                       12. Рачевская Анна, учащаяся V класса;

                       13. Малиновская Самира, учащаяся V класса;

                       14. Бульба Татьяна, учащаяся IV “ Б “ класса.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ     РАБОТЫ

По итогам городского краеведческого конкурса "Историю ФанДОКа пишем вместе" дипломом III степени награждена учащаяся V класса Рачевская Анна. Номинация: Музейная фотография рассказала. Руководитель проекта -  Никитко Наталья Федоровна.

По итогам Олимпиады школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" по учебным предметам "Русский язык" и "Русская литература" (отзыв о стихотворении Н. И. Рыленкова "Нет, волшебные русские сказки не лгали") дипломом II степени награждена учащаяся XI класса Ушакова Валерия. Научный руководитель - Синцова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы. 

По итогам городского конкурса на лучшую антирекламу коррупции дипломом I степени награждена учащаяся VIII класса Казакевич Дарья. Номинация "Открытка". Руководитель проекта - Уварова Людмила Васильевна.

По итогам городского конкурса "Скарбонка краязнаучых знаходак" дипломом I степени награждена учащаяся V класса Рачевская Анна. Руководитель -  Литвинко Елена Сергеевна, учитель географии.

Мишнева Марина Валерьевна, заместитель директора по учебной работе, и Каленик Анастасия. Андреевна, учитель информатики, приняли участие в III Международном фестивале профессионального мастерства педагогов "ПОЗНАНИЕ В СОТВОРЧЕСТВЕ", который проходил в г. Минск. Наши педагоги награждены Похвальными листами.

По итогам городского этапа республиканского конкурса проектов учреждений образования по экономии и бережливости «Энергомарафон» дипломом III степени в номинации «Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов, подноминация «Листовка; плакат; рисунок»  награждена учащаяся V класса Малиновская Самира. Руководитель -  Литвинко Елена Сергеевна, учитель географии.

По итогам городского этапа республиканского конкурса проектов учреждений образования по экономии и бережливости «Энергомарафон» дипломом III степени в номинации «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов» награжден коллектив учащихся нашего учреждения. Руководитель - Борщ Людмила Владимировна, учитель начальных классов.

По итогам городского краеведческого конкурса "Находка года"  дипломом II степени в номинации "Предметы военной истории" награжден Новиков Виктор, учащийся IX класса. Руководитель - Гузелевич Лилия  Николаевна, учитель начальных классов.

По итогам городского конкурса творческих работ учащихся начальных классов "Первые шаги" дипломом II степени в номинации "Юный натуралист" награжден Агиенко Алексей, учащийся III класса, за работу "Клубника - мое ягодное наслаждение". Руководитель - Борщ Людмила Владимировна, учитель начальных классов.

По итогам районного этапа конкурса работ творческой молодежи "Золотое перо Белой Руси-2020" дипломом I степени награждена Максимова Анна, учащаяся IX класса. Руководитель - Синцова Е. Н., учитель русскойго языка и литературы.

По итогам городского конкурса сочинений "Что бы я сделал для безопасности труда работников, если был бы руководителем предприятия" дипломом I степени награжден Малиновский Милан, учащийся XI класса. Руководитель: Синцова Е. Н., учитель русского языка и литературы.

По итогам городского этапа республиканского творческого конкурса юных чтецов "Жывая класiка" в первой возрастной группе (учащиеся I - IV) классом дипломом II степени награждена Лундина Алена, учащаяся I класса. Руководитель: Бондаренко Инна Викторовна, учитель начальных классов.

Дипломом II степени награждена Рыдзевская Виктория, учащаяся III класса. Руководитель: Борщ Людмила Владимировна, учитель начальных классов

РЕКОМЕНДАЦИИ  НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ   РАБОТЫ

Основные этапы исследовательской работы

Важнейшим условием эффективности исследовательской деятельности является обеспечение целостного и системного подхода к ее организации. В Могилевской области создана и достаточно успешно функционирует система работы по организации и осуществлению исследовательской деятельности учащихся. В образовательном пространстве области действуют школьные научные общества учащихся, малые академии наук, организуются научные кружки и факультативы.

Целостность и системность в организации исследовательской деятельности обеспечивают не только целенаправленно организованные научные общества учащихся, но, в первую очередь, методологически выстроенный подход к проведению исследования.

Каждое исследование должно состоять из ряда этапов, следование которым приведет не только к получению планируемого результата, но и к грамотному владению методологией учебно-исследовательской, а в будущем, и научно-исследовательской деятельности:

подготовка учащихся к исследовательской деятельности (введение в методологию научного исследования);

выбор проблемы (от общего к частному);

исследование проблемы (анализ специальной литературы и периодических изданий, социологические опросы, индивидуальные консультации с ведущими специалистами);

разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования);

практическая работа и анализ полученных результатов (экспедиция и походы, работа в архивах, встречи с непосредственными участниками изучаемых событий, опытная и экспертная работа и т. д.);

подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы);

презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы);

рефлексия.

Проблема должна быть выполнима, решение еѐ должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать - тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать —это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель — какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения.

Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза— это предвидение событий, это вероятное знание, ещѐ не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь — она просто не доказана.

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают.

Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Затем описывается методика исследования. Еѐ подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

  Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы — это краткие ответы на вопрос — как решены поставленные исследовательские задачи.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать.

Отбор и систематизация материала

Исследовательская деятельность учащихся является первой «ступенькой» в науку, она носит не научный, а обучающий характер. Это означает, что главной целью учебных исследований является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, научного открытия.

Учебно-исследовательская деятельность существенно отличается от научно-исследовательской по уровню сложности, применяемым методам и методикам. Соотношение научного и образовательного в исследовательской деятельности учащихся тесно переплетено и увязано. Исследовательская деятельность – это: использование научного метода, учет возрастных особенностей, объективность, применение образовательных методов, понятийный аппарат,  направленность на развитие учащихся, шаг в личностном развитии.

При этом учебное исследование проходит в рамках норм культуры научного исследования, где главными требованиями являются объективность рассмотрения, введение четкого понятийного аппарата, в терминах которого можно описать исследуемое явление, использование экспериментальной методики, известной в науке и адаптированной для учебной задачи.

В процессе выполнения учебного исследования происходит поэтапное погружение учащихся в соответствующую проблематику в процессе которого (в соответствии со склонностями и способностями) повышается мотивация учащихся к изучению предмета.

Приобщение к исследовательской деятельности начинается с мотивации. Включиться в новую для себя деятельность учащийся может только в случае положительной мотивации к ней. Поэтому исследовательская деятельность должна обеспечивать субъектное участие учащимся, носить социально значимый характер, отражать интересы и запросы учащихся.

Одним из самых сложных этапов в осуществлении исследовательской деятельности является выбор проблемы. Появление проблемы связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые, познавать новые явления, открывать ранее неизвестные факты и т.д. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска. На данном этапе учащиеся формулируют вопросы, на которые необходимо и хотелось бы получить ответы в ходе  исследования. Далее формулируются примерные тема, цель и задачи исследования.

Выявлению актуальности и новизны запланированной работы способствует исследование проблемы посредством анализа литературных, интернет-источников, архивных материалов, бесед со специалистами и т.д.   

Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке, и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:
Научить поиску научной литературы по теме исследования;
Сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать её, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Эти навыки важны для любого современного человека, специалиста в любой области.
           Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы в большей степени ложится на плечи научного руководителя. Самый привычный путь поиска  - изучение библиотечного каталога. Найти научную и научно- популярную литературу по теме можно и с помощью  поисковых систем в Интернете. Однако предварительно нужно обсудить отправную точку поиска: имя автора или название статьи, ключевые понятия.

Ещё один способ подобрать литературу по теме (н-р, для тех, кто пишет работу, связанную с изучением языковых явлений) – обратиться к справочному аппарату лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы, в которой надо постараться сориентироваться научному руководителю, чтобы выбрать основополагающие и при этом доступно написанные, небольшие  по объёму работы.

Дополнить список современными исследованиями можно с помощью библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме.

Кроме умения пользоваться каталогом, Интернетом, справочной литературой – научному руководителю в не меньшей степени необходимы коммуникативные способности. Не стоит упускать возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, бывшего одноклассника, который стал профессиональным ученым, в научно-исследовательском институте.

Иными словами, следует использовать все доступные способы, чтобы получить информацию  о научной литературе по теме, которая заинтересовала.
        Теперь необходимо остановиться на проблеме отбора литературы для учебно-исследовательской работы. Составление библиографии - слишком трудоемкое занятие, и оно вряд ли принесет пользу. Тем более  излишне изучать все обнаруженные  труды. Если вы составили с помощью справочной литературы и каталогов достаточно обширный список, его следует «сжать», оставив только наиболее доступное и необходимое для дальнейшего исследования, и прежде всего публикации, в которых доступно изложены основные положения.                    .
        Ещё один совет по отбору научной литературы для УИР: отдельная статья предпочтительнее, чем монография того же автора. В статье основная мысль выражена лаконично и проиллюстрирована примерами кратко.
Одну из главных трудностей, возникающих при  чтении научной литературы у школьников, - непонимание специфической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам.
         Может возникнуть и другая трудность – в понимании целого текста, его логики, которая задана ходом авторской мысли. Тогда чтение работы рациональнее задать на дом, предварительно поставив вопросы, которые помогут сориентироваться при самостоятельной работе.
         При работе с научной литературой необходимы навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику; это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема. Чаще всего прибегают к более экономичным видам конспектирования  - составлению тезисного плана или выборочному конспектированию. Выборочный конспект включает отдельные фрагменты первоисточника, например, определения того или иного понятия, представляющие интерес для составителя.

Составление плана исследовательской работы

На следующем этапе конкретизируется тема, цель, задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза. Рекомендуется составить индивидуальный план выполнения исследовательской работы, в котором оговариваются этапы работы,  ее содержание, формы и методы, и сроки выполнения.

Этапы работы

Цели и задачи УИР

Содержание занятий

1. Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика

Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участников УИР

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся)

3.Изучение научной литературы

Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.

Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов

Формирование исследовательских навыков (формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования

5. Сбор материала

Обучение сбору материала или постановке эксперимента

Планирование и проведение эксперимента, сбор материала

6.Обработка полученного материала

Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.

Обработка полученного материала

7.Формулирование выводов

Выработка умения формулировать выводы

Систематизация и обобщение результатов работы

8. Создание текста УИР

Практическое овладение научным стилем

Написание текста исследовательской работы

Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана

9.Представление результатов работы

Овладение навыками устного публичного выступления

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Рефлексии на продукт и результат УИР

Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов

Переходя от этапа к этапу, школьник учится видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; планировать и реализовать проверку гипотезы; анализировать результаты исследования; давать определения понятиям; знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
классифицировать; наблюдать явления и факты; разрабатывать и проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи; работать с первоисточниками и дополнительной литературой.
        Таким образом, в результате исследовательской работы любого уровня формируются исследовательские умения и навыки.

Тематика научных работ учащихся

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.
Исследовательская работа предполагает принцип добровольности.личной заинтересованности .На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», «Что интересно больше всего?», «По каким учебным предметам получает лучшие отметки?», «К каким из них проявляет большой интерес?», « Какие из своих достижений считает наиболее значимыми?» Есть и другой путь. Работа учащихся начинается с собеседования с научным руководителем, школьным психологом и классным руководителем, которые помогают сориентироваться в выборе темы. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересамиисследователей.
         Личная заинтересованность легко обнаруживается в текстах исследовательских работ учащихся. Тема должна быть доступной, связанной с учетом возрастных особенностей учащихся. Начинающим можно можно взять более простые в теоретическом плане темы. Это темы, предполагающие описание одного уже известного из школьного курса явления, но на новом материале.

Привлечёт к исследовательской работе и сделает её доступной занимательный материал, как,  например, в работах: «Язык развлекательных телепередач» (на примере передач «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером»); «Что в имени тебе моём» (о собственных именах)».
         Тема должна быть посильной – это принцип учета возможностей. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы учащиеся не всегда представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. Не соответствующий школьным исследованиям масштаб проблемы - одна из главных причин неудач. Куда более плодотворны самостоятельные наблюдения над материалом небольшого объема. Поэтому исследование должно вписаться в определенные рамки.

При узкой постановке темы заметнее достоинства работы. Если тема сформулирована чересчур общо, ученику нечего исследовать, а можно только сделать обзор существующих работ, а это явно провоцирует на написание реферата, а не исследования.
          При выборе темы важно придерживаться принципа проблемности.
Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину.

Например, удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)», «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь», «Нарушение норм литературного языка в рекламе».

А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Юмор в школе», «Феномен анекдота».
          Выбор темы определяется не только перечисленными принципами..
Ещё один важный ориентир в выборе темы исследовательской работы – тематика конференции, участие в которой, как правило, планируется научным руководителем и исследователями.
           Какой же должна быть хорошая тема?Она должна быть:
           интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;
           интересна научному руководителю;
           опираться на знания, полученные в школе,   углублять и расширять их;
           соответствовать принципу научности, доступности;

           соответствовать возрасту, знаниям, способностям исследователя;
           посильна по объему и времени, необходимому для её выполнения;
           содержать проблему, требующую решения.

Тема должна быть привлекательна, вызывать удивление, должна быть выполнима, а выполнение должно принести реальную пользу участникам исследования, обязательно  оригинальной, с элементом неожиданности и необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительнобыстро.
 

Презентация исследовательской работы.  Аннотация

Аннотация –сокращенное изложение содержания документа (книги, статьи, отчета о научно-исследовательской работе и т.п.) с основным фактическими данными и выводами. Она включает в себя максимум сведений о работе, акцентирует внимание на ее особенностях и новых сведениях. Аннотация служит для того, чтобы читатель смог-определить — целесообразно ли читать данную работу. а также для облегчения деятельности информационных служб.

Аннотация, как правило, составляется но следующему плану: предмет (объект) исследования, цель и характер работы, метод проведения работы, основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, выводы по работе (оценки, предложения) по работе, область применения и основные технические характеристики.

Изложение материала в аннотации необходимо вести в связанной повествовательной форме, кратко и точно.

Допускается схематичное составление аннотации. Формулы,иллюстрации, как правило, в аннотацию не включаются. 3 аннотации, как и в научно-исследовательской работе, должны применяться единицы измерения Международной системы (СИ).

Доклад

Доклад - закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что не допускаемо превышение регламента выступления.

Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится "жертвовать" и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Стендовый доклад

Стендовый доклад как способ представления научных результатов появился более двадцати лет назад и сразу стал необычайно популярен. Он принципиально не отличается от устного доклада — автор сообщает о том, какую работу он проделал и что получил. Разница лишь в форме представления материала.

Стендовый доклад является демонстрационным материалом и очень важной частью научно-исследовательской работы, прежде всего потому, что интерес к научной работе возникает именно со стенда, который должен привлечь к себе внимание яркостью, красочностью, оригинальностью. Стенд должен быть композиционно правильно построен.

Аудитория для стендовых докладов оборудована столами, доской и проекционной аппаратурой, которой при необходимости могут воспользоваться авторы.

Общее требование к оформлению стендового доклада -должна быть написана тема работы, исходные данные учащегося и его научного руководителя, определена цель. Далее стенд должен отражать суть работы, наиболее важные выводы исследования. Здесь же возможны схемы, графики в зависимости от их значимости. Авторы в качестве демонстрационных материалов могут использовать записи регистрирующих приборов, фрагменты лабораторных журналов, инструментарий, а также, если возможно, образцы новых изделий. Доклад не должен быть перегружен второстепенной информацией.

Памятка участнику конференции, выступающему с докладом

об исследовательской работе

Чтобы выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную работу наилучшим образом, рекомендуем воспользоваться следующими советами:

1. При подготовке к защите работы помните, что ваш доклад должен отвечать на вопросы:

зачем проводились исследования или эксперименты (цель и задачи исследований)?

что известно из литературы по теме вашего исследования (очень коротко)?

где и когда проводились ваши исследования?

какие методы сбора материала использовались и почему?

сколько материала собрано?

какие результаты ( в цифрах) получены?

чем объясняется получение таких результатов?

какие выводы сделаны?

Ответить на данные вопросы необходимо при защите любой исследовательской работы.

2. При подготовке выступления следует учесть, что доклад желательно не читать по тексту, а рассказывать. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве можно использовать тезисы вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.

3. Не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать и выбрать из работы основные цифры, факты, утверждения, раскрывающие суть выполненной работы.

Написанная работа и доклад по ней совершенно разные научного творчества.

4. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.д.), используемые вами при выступлении должны быть легко читаемы сидящими в аудитории и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписаны и иметь расшифровку условных обозначений.

5. Но время выступлений наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице, или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

6. Старайтесь уложиться в регламент (8-10 минут на доклад). Для этого полезно потренироваться заранее, используя часы и убирая из доклада лишнее. Сокращать доклад можно, убирая из него все то, что не соответствует плану, предложенному.

7. Не бойтесь вопросов, гак как обычно вопросы, как из зала, так и от жюри задаются для того, лучше понять суть вашей работы. Кроме того, наличие вопросов говорит о том, что сказанное вами заинтересовало слушателей. Отвечая па вопросы. Вы можете показать свой уровень владения материалом.

8. Проконсультировавшись с экспертами, вы узнаете о сильных и слабых сторонах своей работы.

Постарайтесь в дальнейшем, учитывая рекомендации экспертов. Показать достоинства своей работы и, по возможности, не выставлять ее недостатков. Серьезно отнеситесь к советам экспертов.

9. Выступая, помните, что вы имеете, по крайней мере, два преимущества. Во-первых, вы рассказываете об интересующих вас исследованиях или экспериментах тем, кому это так же весьма интересно. А во-вторых, вы лучше всех владеете данным материалом, так как никто, кроме

вас (не считая руководителя и соавторов), эту работу не выполнял.

10.Свое выступление надо рассматривать как обмен опытом работы по интересующей вас тематике.

11. Успокойтесь, овладейте собой, соберитесь с мыслями, вы лучше всех, у вас все получится.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.