Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 123 человека

Гражданско-патриотическое воспитание

Дата: 16 августа в 10:53, Обновлено 17 августа в 15:54
Авторская концепция
Гражданско – патриотическое
воспитание  учащихся
на основе изучения родного края
Автор:  Гузелевич  Лилия Николаевна,
               учитель начальных классов
Шануйце прыроду, людзей і зямлю –
Я вас заклінаю, прашу і малю –
Любіце Радзіму… Як маці …
П.Броўка   [6. С.46]
      Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе весьма значимо и актуально.  Это целенаправленный процесс формирования патриотического сознания, патриотических чувств и накопления опыта  высокоморального поведения.
      Если мы хотим видеть Беларусь сильной процвета­ющей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте  общества. [12]
     Полагаю, что гражданско - патриотическое воспитание  оказывается более эффективным, если оно осуществляется на основе краеведческой работы. Это дает реальную возможность  затронуть самые сокровенные чувства детей,  формирует высокие нравственные качества.
     В его основе  «краеугольными» является понятие « малой» родины.  Ведь любовь к ней, в  первую очередь,  ассоциируется с  родным краем, местом, где ты родился и живешь,  с  вещами,  сделанными  руками  предков.
     Родина – это березка, посаженная в честь твоего рождения, колыбельная песня матери, сильные руки отца…  Именно эта Родина  близка и понятна детям. Она родная, наполнена звуками, запахами…
     Очень важно достучаться до сердец нынешнего молодого поколения, заинтересовать их, зацепить за живое. Чтобы каждый день они совершали новые открытия, стремились к познанию, расширяли свой   кругозор.Участвуя  в краеведческой работе, школьники начинают воспринимать исторические события не как что–то далекое и нереальное, а сами становятся соучастниками: переживают горечь потерь и радость побед, познают радость творчества. Думается, что  вырастут они не безразличными и пассивными наблюдателям, а  активными гражданами своей страны.
    Мне посчастливилось еще в 90 –х  возглавить работу по подготовке историко-документальной хроники «Память. Бобруйск» (Минск: Вышэйшая школа, 1995. – 896 с.)
      ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска»  имеет богатый опыт в краеведческой работе на протяжении своей  63- летней истории. Достаточно сказать, что 9 лет подряд (1990 - 1998 гг.)  команда  школы являлась  бессменным лидером в городской туристско - краеведческой туриаде. Этот рекорд не удалось до сегодняшнего дня повторить ни одной другой школе города!  [13]
    Наши успехи были отмечены и Министерством просвещения БССР и ЦК ЛКСМ Белоруссии за участие во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина СССР» (1978 – 1985 гг.)… [13]
     В рамках программы «Я-бобруйчанин» мною были подготовлены справочно - информационные материалы «Известные люди Бобруйщины», включающие краткие биографические данные и библиографию о 12 выдающихся земляках.
     На базе школы в 2008 году проходило заседание городского   педагогического клуба: презентация эффективного педагогического опыта учителей начальных классов  по теме «Патриотическое воспитание учащихся на основе изучения родного края на уроках и во внеклассной работе».
     Было бы несправедливо предать забвению выдающиеся страницы истории школы, а еще большим кощунством – не продолжить традиции!
     Речь пойдет о многолетней уже сложившейся системе работы по гражданско – патриотическому воспитанию школьников. [13]
Этих дней не смолкнет слава
Великая Отечественная война в контексте патриотического воспитания
Война, как много в этом слове…    
     Великая Отечественная война… Более семи десятилетий отделяет нас от этих событий. Уже не одно поколение выросло в мирное время и знает о ней только по книгам, кинофильмам, монументам, воздвигнутым повсеместно на нашей земле. Да еще – по рассказам непосредственных участников боевых действий – ветеранов Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше…
     Для нынешних детей война – это что-то абстрактное, иллюзорное. Как достучаться до детских сердец? Как преподнести  им эту, порою, жестокую правду жизни?  Конечно же, в первую очередь, - заинтересовать. Для этого используются материалы эмоционально насыщенные, порою, не совсем привычные для детского восприятия. В них присутствует одновременно и трагизм, и высокие нравственные категории.
       В этом плане показательно письмо отцу на фронт белорусской девочки  Кати Сусаниной:
 Март,12. Лиозно,1943 год
«Дорогой, добрый папенька!
     Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц.  Это завещание твоей умирающей дочери.
      Несколько слов о маме. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. А потом он выстрелил маме в рот.
     Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.
     Как взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, а соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
     Я – рабыня немецкого барона. Живу в деревянном сарае. Два раза я убегала от хозяина, но меня находил ихний  дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня вылили ведро воды и бросили в подвал.
     Сегодня я узнала новость: горничная сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников Витебщины. Теперь они берут меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
      Завещаю, папа, отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька! Ухожу умирать!
   После его прочтения в  кабинете стоит гнетущая тишина.   Кажется, слышен стук сердец присутствующих ребят, кто- то украдкой смахивает со щеки слезу… Разве это не результат? Ведь понять и пережить можно только сердцем, дав волю своим эмоциям и чувствам!
   Разделить  чужое горе,  тяготы жизни, почувствовать трагизм положения и, казалось бы, безысходность жизни дают живописные полотна Народного художника СССР  Михаила Савицкого.
     
https://content.schools.by/22bobruisk/library/4_v4oVMaB.jpg
     «Цифры на сердце» [18] – явление особое. Каждая из картин раскрывает зловещий облик фашизма и, одновременно, утверждает бессмертие и красоту человека,  его силу и несгибаемую стойкость перед нечеловеческими  страданиями, оставляет надежду. И, конечно же, заставляет детей размышлять, искать причины, порождающие человеческую ненависть, жестокость. Чтобы никогда не повторилось…
     Ведь нет  граней, разделяющих военное и мирное время, подвиг и просто поступок, осознанность и сиюминутный порыв. 
    …Вероятно, не думал совершать нечто героическое учащийся Оршанского педагогического училища 18- летний Михаил Мороз.  Но так случилось!..
    Учебный год всегда начинался трудовым десантом. Студенты выезжали в село на уборку урожая. Несколько ребят работало на картофелеуборочном комбайне. Они переговаривались, пытаясь перекричать шум мотора, шутили. И вдруг на приемный стол комбайна медленно вполз снаряд!..
    Миша,  ни минуты не раздумывая, осторожно взял его в руки и направился к кромке леса. Снаряд  взорвался у него в руках… Следы по земле оборвал снаряд из войны!.. Было это в 1977 году.
    Война… Какой ее видят сегодняшние школьники, что о ней знают? Был проведен  мониторинг «Война  глазами детей».
ВОПРОСЫ:
               1. Для меня война – это…
-самое бессмысленное и жестокое событие на земле
- подвиг моих предков, величие моей страны
 -плачущие матери, погибшие дети, скорбящие жены
 -протест против жизни
-страшная рана на нашем прошлом
2.Героизм – это…
-отдать жизнь за Родину
- жертвовать собой ради  других
-мужественный поступок
-бесстрашие
-сражаться ради чего-то высшего
3.Как в вашей семье отмечается день Победы?
-смотрим парад
 -идем на парад
 -поздравляем родных-ветеранов
 -смотрим передачи, фильмы о войне
 -не отмечаем
4.Какие качества белорусского народа помогли одержать Победу?
-храбрость, смелость
-героизм, отвага
-мужество, самопожертвование
-патриотизм, любовь к Родине
-независимость, достоинство
5.Что нужно делать человеку, чтобы не было войн?
 -уничтожить оружие
- решать все мирным путем
 -понимать, что война зло
 -быть терпимее друг к другу
- войны все равно будут
             6. Какие фильмы о войне вы знаете?
Участвовало 84 человека (учащиеся  6 – 11 классов).
     Более половины опрошенных признались, что для них война – это самое бессмысленное и жестокое событие на земле;  треть ассоциирует это с подвигом их предков, величием страны, у 45% война - это плачущие матери, погибшие дети, скорбящие жены.
     На вопрос «Как в вашей семье празднуют день Победы?»  26% ответили, что они смотрят парад, а 42% непосредственно участвуют в праздничном шествии; 45% из них смотрят передачи и фильмы  о войне, а 6% ответили, что не отмечают этот праздник.
    По-разному дети видят  решение проблемы войны и мира. Одни считают, чтобы не было войн,  достаточно уничтожить оружие; другие допускают,  что все можно решать мирным путем; третьи - что достаточно понимать, что война -  зло. А 13% опрошенных убеждены, что войны все равно будут, это неизбежность.
     Показателен ответ на вопрос «Какие фильмы о войне вы знаете?»   У большинства   он не вызвал затруднений. И лишь 4 чел. (5%)  не смогли назвать ни одного фильма данной тематики! 
     В числе названных кинокартин – классика, хрестоматийные произведения о Великой Отечественной войне: «Часы остановились в полночь», «Семнадцать мгновений весны», «На безымянной высоте», «Они сражались за Родину», «В августе сорок четвертого», «Офицеры», «Судьба человека», «В бой идут одни старики».
    Не обойдены вниманием и современные кинофильмы о войне: «Крепкий орешек», «Сволочи», «Звезда», о событиях в Афганистане – «Девятая рота», «Штрафбат».
     Мониторинг показал, что  все респонденты  имеют представление о страшном военном лихолетье, оперируют такими понятиями как «героизм, «мужество», «самопожертвование», «бесстрашие», «независимость».
     Единодушие просматривается в оценке войны как  насилия против человека, против жизни. Все  негативно относятся к любым его проявлениям  и пытаются прогнозировать мирную созидательную жизнь без войн.
     Перечень названных фильмов о войне свидетельствует о том, что данная тема не прошла мимо нынешнего молодого поколения, а является органической частью ее жизни.
     И самый главный акцент заключается в том,   что проблема Великой Отечественной войны не оставила безучастным практически никого из школьников. Война для них – вовсе не абстрактное понятие, а  реальное, осязаемое явление. И очень положительно, что  оно адекватно оценивается.
     Но недостаточно только знать, помнить, рассуждать. Память должна быть активна: ветераны  должны ощущать наше внимание не только по красным дням календаря.
      Яркий тому пример – тесная связь с ветераном педагогического труда, в прошлом заместителем директора по учебно-воспитательной работе нашей школы Николаем Игнатьевичем Глушаковым.
       На протяжении трех десятилетий с ним поддерживалась тесная связь. Он был энергичен, открыт, доброжелателен к людям. С огромным удовольствием  общался с молодыми коллегами.
       А ученики были самыми желанными гостями в его доме. С ними Николай Игнатьевич разговаривал на равных, а ребята, затаив дыхание, готовы  были слушать его часами.  Тем более, что собеседник он чудесный: и стихи почитает, и песню споет…
     Он не дожил до своего 90-летия 3 месяца: 27 апреля  2013 года перестало биться сердце этого удивительного человека.
      Учениками школы детально изучен его жизненный путь, записаны  воспоминания (2011 г.). Богатый и интересный материал был воплощен   в написании  научно-исследовательской работы «Жизнь прожить – не поле перейти» (диплом первой степени в городском конкурсе научно-исследовательских работ, 2010 г.), реферата «Нам дороги эти забывать нельзя» (диплом первой степени в городском конкурсе, 2009 г.). [15]
     В течение ряда лет учашимися собирались сведения о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне школы.     
    Результатом этой работы явилась Книга Народной славы.  На ее страницах  представлены фотографии и биографические данные  с указанием правительственных наград.
      Но с каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше. А работать в данном направлении становится сложнее.  Ведь каждый год все больше отдаляет нас от   событий Великой Отечественной и неизбежно стирает из памяти не только мелочи, но и какие – то эпохальные события.
     Становится все более проблематичным  воссоздание исторической правды, появляется множество  новых взглядов, мнений. Выдвигаются, порой, самые невероятные гипотезы. Но как бы ни пытались переписать, переоценить, перекрасить – это часть нашей истории, это  жизнь наших отцов, дедов и прадедов. И наши дети и внуки обязаны знать, помнить, чтобы жить!
Прикосновение к подвигу
 Гражданско-патриотическое воспитание через систему работы по увековечиванию памяти защитников Отечества
     Нынешним ученикам нашей школы несказанно повезло - они могут изучать события войны на реальном опыте  своих предшественников.
     Немного истории. В 1983 году в школе создан   клуб  «Поиск».[17]  Он  состоял из 5 поисковых экспедиционных отрядов, объединяющих 45 красных следопытов.
      Среди различных направлений поисковой работы важнейшее место уделялось розыску неизвестных захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Этой работой учащиеся занимались на протяжении 14 лет.
     Результатом их деятельности стало открытие  памятников на ранее неизвестных захоронениях. За годы работы клуба   ребятами были упорядочены захоронения 24 неизвестных  воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Троим были возвращены имена. Это матрос Днепровской военной флотилии Яшинин Владимир Михайлович, летчик Хорошилов Борис Григорьевич и пехотинец Черхан Мухамед. [4]
     Памятники официально зарегистрированы военкоматом и сельсоветами, внесены в издания – своды памятников белорусской земли. Установленные   же   имена   В. М.  Яшинина,   Б.Г. Хорошилова, занесены в городскую книгу «Память. Бобруйск».[14, с.488; с.652.]
      Но главный итог работы клуба «Поиск» - возникновение на карте города новой братской могилы.
    На высоком пригорке по улице Комбинатской стоит памятник с надписью   «Неизвестным   солдатам,    погибшим   за   Родину».    [14, с.756.]      По свидетельствам старожилов  на этом месте в годы войны была линия окопов.   А сегодня оно почитаемо жителями микрорайона.
      Первое захоронение состоялось  4 мая 1990 года. Был установлен памятник «Неизвестным солдатам, погибшим за Родину». Следующее - спустя год. [2] Сегодня в братской могиле покоятся останки 7 неизвестных воинов.
     Сюда приходят ученики школы  в самые торжественные моменты. Здесь принимают в октябрята, повязывают пионерские галстуки,  встречаются с ветеранами.
     Стало доброй традицией для учащихся начальной школы начинать учебный год с урока Мужества на братском захоронении. Ребята слушают рассказы о войне, читают стихи, возлагают цветы и в молчании склоняют головы перед памятью павших солдат.
     Ежегодно в канун Дня Победы проводится Вахта памяти, в ходе которой практически каждый ученик школы становится причастным к  событиям Великой Отечественной войны.
   Вот уже на протяжении 26 лет  старшеклассники занимаются благоустройством памятника и прилегающей территории. Многие знают  историюего возникновения не понаслышке, а от своих теперь уже возмужавших отцов.  
  Именно они, будучи мальчишками, занимались таким важным и благородным делом – увековечиванием памяти павших солдат Великой Отечественной войны. А сегодня – приходят на октябрятские и пионерские сборы, чтобы  рассказать,  как это было. Ведь теперь они – часть истории, ее творцы. И эстафету передают в надежные руки  своих детей: чтобы помнили, хранили, приумножали. 
Шакаров Е.В. и Конюшенко Д.А. (вып.1996 г.)
в гостях у октябрят 2 класса, где учатся их дети
   Без пафоса можно сказать, что  место это стало для школьников священным. Вот какие строки  родились у Виктории Миходько (выпуск 2008 г.): 
Курган высокий и знакомый,
Печален вид твой в тишине!
И нет такого человека,
Забыл который о тебе.
Глядишь: и мрачные ступени…
Ограда. И цветы лежат…
Глубокой мрачностью своею
Былые думы ворошат.
Здесь нет ни смеха, ни веселья.
И лишь печальные стоят
Деревья, тихо приклонившись
К могиле молодых солдат.
Здесь память, память, снова память,
Былых воспоминаний шум!.
Как много здесь минут молчаний…
Как много здесь печальных дум. 
                                          (городской творческий конкурс,  2008 год, 2 место)  
    Каждый раз, приходя на братское захоронение, ребята обязательно вспоминают людей, стоящих у истоков его создания. Это заместитель руководителя клуба «Поиск» Ромашевский Станислав Антонович и Баровский Николай Павлович (1948-1997гг.) – идейный вдохновитель этого проекта. Гражданско-патриотическая, поисковая работа была смыслом всей его  жизни. И умер он, как солдат, на передовой, находясь  на  раскопках  в  Витебской  области    Дубровенском    районе 26 июня 1997 года.
     Эта Вахта Памяти оказалась последней в его неполные 49 лет…
     Образ Н.П.Баровского – гражданина, патриота  - в сердцах и памяти коллег, а его уроки жизни до сих пор с благодарностью вспоминают  ученики 80-х, 90-х. Ведь именно  благодаря  УЧИТЕЛЮ  многие мальчишки нашли себя в жизни, не сбились с пути, состоялись.
    Скоро слово сказывается… А сколько сил, энергии, титанического многолетнего труда вложено в  дело увековечивания памяти солдат Великой Отечественной войны!  Низкий им поклон: и учителям, и ученикам!
Во время поисковой экспедиции. Баровский Н.П. (справа1-й),
Ромашевский С.А. (справа 2-й).  1984 год
Раздел экспозиции, посвященный работе клуба «Поиск»
«Дом, согревающий сердца»
Краеведение - главный компонент гражданско-патриотического воспитания
“Нам дороже всех 22-я…”
Осмысление и приумножение школьных  традиций
     В преддверии празднования 50-летнего юбилея школы  велась огромная подготовительная работа. В числе прочего ученический и родительский активы разыскали 38 выпускных фотографий разных лет. Созданная фотовыставка вызвала живой интерес. И было бы непростительной оплошностью расстаться с таким  огромным информативным блоком, касающимся истории школы.
     С каждой фотографии смотрели на нас неординарные судьбы выпускников. И завертелось!..
     Была поставлена цель: разыскать фотографии всех выпускных классов, а вместе с этим стремительно стала накапливаться информация об именитых выпускниках.
    Сами разрабатывали эскизы экспозиций, проектировали  мебель, а родители помогали воплощать наши идеи в жизнь. Были детально изучены архивные материалы школы и в кратчайшие сроки  собран  значительный фотографический и фактический материал.
   Собирались экспонаты совместными усилиями. Учителя, родители, дети несли свои дары и рассказывали историю каждого предмета: чернильницы, пионерского галстука, комсомольского билета…
     Спустя год  (1 сентября 2005 года) в кабинете начальных классов была открыта экспозиция истории  школы ( учащиеся и выпускники называют ее Музеем школы) . Одновременно  она носит и краеведческую направленность. [13]
    Экспозиция представляет собой хранилище документов, предметов, передающих дух времени. Преимущество ее  в том, что экспонируются достоверные источники истории и культуры.
     Благодаря использованию национально-культурных раритетов воссоздаются исторические реалии, которые вызывают у детей чувства сопричастности к значимым событиях минувшего.
    Определенный период жизни народа, живая связь поколений позволяет ребятам по-новому взглянуть на историю Родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости. А совместная работа объединяет, сплачивает ребят, у них совершенствуются навыки межличностного общения, совместного творчества. коллективного труда.
   Помимо этого, участие  молодых людей в поисковой работе, изучении и описании найденных предметов, создании экспозиции, проведение экскурсий заполняет их досуг. Дают пищу и уму, и сердцу.
    Экспозиция состоит из пяти тематических разделов. Здесь находит свое отражение история Беларуси и Бобруйска, история школы,  тема Великой Отечественной войны, развитие школьного туризма, спорта и краеведение, а также предметная экспозиция, характеризующая эпоху  середины 20 столетия
Фрагмент экспозиции
   Древнегреческий ученый и писатель Плиний-младший  много веков назад утверждал: «Мы часто стремимся в неизведанные дали и не знаем, что находится рядом с нами».
   А ведь, действительно!.. Вероятно, всем нам нужно остановиться и внимательно осмотреться. Поверьте, совершим немало открытий. Хорошо знакомые улочки, здания раскроют свои тайны.
А для детей, чей запас знаний еще недостаточно велик, особенно необходимо знать свою «малую» родину.
    Экспозиция «Бобруйск – мой любимый город» знакомит с яркими страницами истории города:    крепость,  «бобруйский» план свержения царизма, внучка А.С.Пушкина Н.А. Воронцова-Вельяминова на бобруйской земле.
    Готовясь к урокам, учащиеся часто обращаются к собранной мини-библиотеке о Бобруйске, разработанным тематическим блокам по истории города. Лучшие ученические работы пополняют информационный банк данных.
    Центральное место в экспозиции, посвященной событиям Великой Отечественной войны, занимают материалы, рассказывающие об учителях-ветеранах Жидце Валентине Яковлевиче и Глушакове Николае Игнатьевиче.
Экспозиция,
посвященная Великой Отечественной войне
   Учащихся начальной школы больше привлекает внешняя атрибутика раздела: пулеметная лента, солдатские каски, медали.
    А вот ребята постарше обращают внимание на подлинность и “возраст” экспонатов: военный билет и  справка из Бобруйского военкомата, датированная 1944 годом, газета “Правда”, вышедшая 9 мая 1945 года.
   Вызывают интерес книги “Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии» (Мн. 1965.),  Леонида Ильича Брежнева  ”Малая земля” (М., 1975).
   Здесь же представлены творческие работы учащихся, касающиеся военной тематики.
   Немало интересных материалов представлено в разделе , освещающем спортивную жизнь школы на протяжении всей ее истории. *
   Так, на 12 Республиканском туристичес-ком  слете, посвященном 30 – летию Победы (1985 г.), команда школы лидировала практически по всем номинациям, во всех возрастных группах.[13]
   Немало было  эпохальных побед по разным видам спорта, были завоеваны награды самого высокого достоинства. [13]
  В 1990 году сборная команда г.Бобруйска поспортивному ориентирова-нию, представленная на Всесоюзных соревнованиях в г.Алушта, практически полностью состояла из учеников нашей школы.
   По результатам вошла в десятку лидеров Советского Союза. Примечательно, что готовил  команду выпускник  1978 года Кутузов Сергей Анатольевич.
                                                                                                                                                                                                                                     
   Нашу школу  можно назвать кузницей по воспитанию спротсменов-гребцов.  Не одно поколение ребят занимались на гребной базе «Березина», многие   поступали в Бобруйское училище олимпийского резерва, а впоследствии добивались высоких результатов.

  
************
********
**********
Спортивная династия  Курляндчиков
*****
Ляпко В.Н.- призер Кубка мира (2008 г.)
******
Сапоненко С. А. - призер  Чемпионата мира (2002 г.)
*******
Курляндчик А.Н.- участник  Олимпийских игр 2006г.   (Атланта)  
  Мы по праву гордимся целой династией   спортсменов-гребцов на байдарке и каноэ семьи Курляндчиков.  Шестеро спортсменов двух поколений семьи! Все добились значительных результатов в  большом спорте.[3] Сегодня  Александр Николаевич   и Виктор Николаевич занимаются тренерской работой, продолжают готовить новых чемпионов.
   Такие яркие жизненные ориентиры вдохновляют нынешних учеников. Они продолжают традиции, которые закладывались в далёких 60-х.
   Стенд «Огонь Олимпийских побед»     знакомит с  историей олимпийского движения в г.Бобруйске.  Здесь можно узнать, кто же из бобруйчан покорил высшую ступеньку пьедестала, став Олимпийским чемпионом.
   Даны фото и краткие биографические справки о спортсменах – призерах и участникахОлимпийских игр. Отдельная страничка посвящена выпускникам школы. И, конечно же, будущим олимпийцам – сегодняшним ученикам.
    А  выносливости,  воли к победе ребятам есть у кого поучиться. В 2003 году команда учителей  заняла  на Ι туристическом слете педагогических работников третье место. А  в 2005 году показали наилучший результат, став лидерами. Есть к чему стремиться!
Команда учителей на 3-ем турслете
педагогических работников. 2005 год
   Но главное место в экспозиции занимает история нашего учебного заведения. Началась она 1 сентября 1954 года.
  У любого стенда можно задержаться надолго:  школа, ее директора, первый педагогический коллектив, учителя-ветераны, знатные выпускники,  выпускники-медалисты, работа клуба «Поиск», предметная экспозиция, характеризующая эпоху середины 20 столетия.
История школы в хронологии
Директора  школы
Первый педагогический коллектив школы
Педагоги – ветераны
Знаменитые выпускники
Предметная экспозиция
        
  Много материалов посвящено наградам учащихся и педагогов школы.  В пяти папках «Наши достижения» собрано более 800 грамот и дипломов, которыми награждены члены ученического и педколлектива за успехи в разных сферах деятельности.
Самая первая датируется 1962 годом. [2]
Фрагмент  экспозиции
  Освещение жизни школы в средствах  массовой информации    находит свое отражение в тематической подборке  «О нас пишут». В этом же разделе можно ознакомиться с работами, выполненными ребятами как  для участия в  творческих конкурсах, так и обычные рабочие тетради по разным школьным предметам.
  Воссоздана полная картина выпускников средней и базовой школы.   Создан банк данных выпускников  всех 60 выпусков. [13]
    Информация по каждому классу собрана в отдельной папке по такому образцу:
Трофимова
(Яковлева)
Людмила
Миновна
Учитель начальных классов СШ №20
г.Бобруйск
52-82-77
Лученок
(Череповицкая)
Нина
Петровна
Инженер- технолог
г.Минск
258-19-55
58-88-14 (д.Луки)
Витковский
Константин
Константинович
Крановщик - водитель
Стройтрест №13
г.Бобруйск
ул.Менделеева
д.64.
58-81-87
Фрагмент банка данных   “Выпускники   1956  года”
   При каждом удобном случае она уточняется, пополняется. В этой же папке накапливается фотографический и текстовой материал по каждому выпуску.
     Об экспозиции можно рассказывать бесконечно. Остановлюсь на некоторых интересных моментах.
     Одним из самых раритетных экспонатов является первая золотая медаль в истории школы. Ею была награждена выпускница первого выпуска 1956 года Слинько Валентина. Как сложилась ее жизнь?  [13]
    Слинько В.А. практическивсю жизнь посвятила себя одному предприятию -Шкловской бумажной фабрике «Спартак». Окончив Ленинградскую лесотехническую академию,  работала сменным мастером, экономистом, старшим инженером отдела труда и заработной платы, начальником отдела кадров.  Была избрана председателем фабричного комитета и 29 лет   проработала в этой должности.
Слинько Валентина Андреевна
выпуск 1956 года
     Всего же в истории школы золотыми медалями были награждено 7 человек, а серебряными – 14 человек.
     В экспозиции есть уникальный  снимок, практически,  ровесник школы. Это фотография 1955 года. Ученики 9 класса помогают убирать урожай колхозу «Березина» в  деревне Щатково. [13]
Уборка картофеля в колхозе «Березина» Бобруйского района.
сентябрь 1955 года
     В конце картофельной борозды установлена самодельная деревянная тренога, подвешен огромный котел. Нетерпеливые работники – в ожидании обеда…
     В истории  школы есть немало героических страниц. Но эта, пожалуй, одна из  выдающихся. В период с 1963 до конца 70-х годов  рядом со школьной территорией находился вагонный поселок, в котором проживали строители Бобруйской ТЭЦ-2.  Это был настоящий автономный городок со всеми коммуникациями. В каждом вагончике проживало по две семьи, рядом имелись маленькие огородики и цветники.
     На  территории городка находилась водонапорная башня, на улицах установлены колонки. Кочегарка подавала тепло в жилые помещения по системе парового отопления. Работало два магазина: промышленных и продуктовых товаров. Был свой детский сад. А дети школьного возраста посещали среднюю школу №22.
    В эти годы численность учеников школы превышала нормативы  более чем в 2 раза! Ведь по проекту она была  рассчитана на 400 мест,  а в  ней  занималось  в  разные годы  от  800  до  1107 человек. Занятия проводились в три смены, нумерация классов в параллели доходила до буквы “Д”. [13]
Вагонный посёлок, в котором жили строители Бобруйской ТЭЦ – 2.
С картины художника Шевструка Григория Михайловича.1975 год
    Вот оно, историческое прошлое твоей «малой» родины!  Уникальный материал, который не найдешь ни в энциклопедии, ни в краеведческом музее!
   Есть в экспозиции документ, ярко характеризующий эпоху первой половины 20 столетия.[2] Это приказ по школе:
    Лидия Ивановна Курляндчик (Вигилянская)  вспоминает, что утром, выйдя во двор своего дома, она увидела летящий на небольшой высоте парашют с прикрепленной к нему коробкой средних размеров.
    Это ее заинтересовало, и девушка некоторое время пристально наблюдала за  летящим предметом. Парашют медленно двигался в сторону Белого Берега и вскоре  стал исчезать из виду. Лидия прибежала в школу, рассказала обо всем.Директор Прокошев А.М. позвонил в Комитет государственной безопасности.
     Впоследствии выяснилось, что это был парашют, выброшенный из самолета на границе с Польшей. В пакете, привязанном к летательному аппарату, находились листовки, содержание которых имело антисоветскую направленность.
   Немало предметов в экспозиции, касающихся непосредственно школы, учебного процесса. [13]
   Можно проследить эволюцию ученической ручки: гусиное перо, деревянный держатель со стальным пёрышком  «звездочка», автоматическая ручка, заполняемая чернилами, шариковая ручка, гелиевая ручка…
   Неимоверных  трудов стоило разыскать обычную чернильницу – невыливайку.
   На это ушло без малого  6 лет!
     Загляните в ретро-библиотеку, не пожалеете!
     Думаю, вас заинтересуют  книги:
- Перельман. Занимательная география. - М.,1950.
- Пушкин А.С.Романы и повести. –Петрозаводск, 1962.
- История СССР: Учебное пособие.-М.,1969.
- Прописи к Букварю. – М., 1968.
- Орфографический словарь.- М.,1970.
   Впечатляет, не правда ли?!
   А вот так писала, аккуратно обмакивая перышко в чернильницу, ученица первого класса Потапенко Елена в 1968 году…[13]
   Экскурсию можно продолжать и дальше, но остановимся.
   К слову, для учащихся проводятся обзорные и тематические экскурсии, нередко в помещении музея проходят классные часы.
    Школьный музей посещают не  только учащиеся, но и выпускники из ближнего и дальнего зарубежья. [19]
  Очень приятно, что приехав на два дня на родину,   профессор Санкт-Петербургского лесотехническогоуниверситета Крутов Степан Минаевич (выпуск 1959 г.) нашел время, чтобы посетить родную школу, поделиться воспоминаниями об одноклассниках, учителях.
   Степан Минаевич считает, что именно она дала путевку в жизнь, закалила характер простого бобруйского паренька.
       
Крутов С.М. в школьном музее.      Июль 2012 года
    Был приятен и неожидан визит Костко Петра Михайловича (выпуск 1984 г.). Он живет в США в Бруклине, работает водителем большегрузных автомобилей с 1992 года. Приехал к матери в гости и узнал о школьном музее. Сколько было эмоций, воспоминаний!..
    Частый гость в школе  Пономаренко Евгений Геннадьевич, (выпуск 1998 г.) - кандидат технических наук, доцент кафедры «электрические станции» БНТУ.
    Его многое связывает со школой: когда-то здесь работала учителем начальных классов его бабушка Красовская Р.П, сейчас преподает белорусский язык сестра Мильто А.А. 
    А сам Евгений Геннадьевич в школьные годы был активным участником поисковой группы. С большой теплотой вспоминает те годы, Николая Павловича Баровского, который являл собой образ настоящего Учителя. Именно он научил любить кочевую жизнь с рюкзаком за спиной, песню у костра, видеть красоту тихой речушки, слышать пение птиц.
    Гости делятся воспоминаниями, приносят фотоматериалы, где запечатлены трудовые будни, рассказывают об успехах и трудностях на своем трудовом и жизненном пути, дают советы старшеклассникам о выборе будущей профессии.
    Гости делятся воспоминаниями, приносят фотоматериалы, где запечатлены трудовые будни, рассказывают об успехах и трудностях на своем трудовом и жизненном пути, дают советы старшеклассникам о выборе будущей профессии.
   Все это оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует формированию у подрастающего поколения бережного отношения к историческому прошлому, желание также хорошо учиться, как трудятся люди старшего поколения.
    Огромен потенциал в работе с выпускниками по формированию активной жизненной позиции школьников, воспитание высоких моральных качеств.  Ведь сколько людей, столько и судеб. И каждая особенная и неповторимая.
    В нынешнем октябре ко Дню матери в музее распахнула двери семейная гостиная. Встреча состоялась с большой и дружной семьей Варичевых. Галина Павловна (выпуск 1981 года)  и Петр Евгеньевич усыновили троих детей, но желание обогреть и дать тепло и ласку другим  не оставляло их. Они создали семейный детский дом. Сегодня в их семье десять детей.                           
                                                            
  Семейный детский дом  Варичевых
                                                             
     В их новом просторном  доме царит взаимопонимание, взаимовыручка. Старшие присматривают за младшими, все имеют свои обязанности по  дому, но находят время заниматься в спортивных секциях, музыкальной школе.
     Разве это не пример высокой нравственности, гражданственности, человеколюбия?  И не случайно, в конце мероприятия ученица 1 класса сказала: «Когда я вырасту, у меня будет такая же большая семья».
    Вызвала живой интерес и Презентация творчества художника Шевструка Григория Михайловича (выпуск 1969 г.), посвященная 55-летию со дня рождения.
Редкая профессия – художник. Даже и профессией ее не назовешь. В нашем представлении это что-то неземное, прекрасное, таинственное.  И люди в ней неординарные. Все это в полной мере можно отнести и к Шевструку Г.М.
     Народный художник Беларуси Михаил Савицкий высоко ценил творчество нашего выпускника. Он говорил: « Такие самородки рождаются раз в столетие».   [8]      На встрече присутствовала и поделилась  воспоминаниями   о брате  Агинская Людмила Михайловна - рабочая ОАО  «Белшина».   Она  подарила  школе    несколько    акварелей, карандашные наброски, а также фотокопии картин Григория Михайловича, сделанные им самим. Эти работы  выставлялись на художественных выставках  разного уровня.    
       
Презентация творчества                               Агинская Л.М. с племянницей
художника Шевструка Г.М.                         Пузенковой В. – ученицей нашей 
 март 2016 года                                                                     школы
     Вот таких  людей рождает наша школа! [16]
    На их примере молодое поколение учится уважать и приумножать традиции школы. Дети видят и понимают, что школа – наш общий дом, наша семья, страна знаний и дружбы, где их любят и никогда не забудут.
   Для популяризации, привлечения внимания к учебному заведению и его проблемам в музее проводятся  дни открытых дверей.  Родители могут ближе познакомиться с экспозицией, деятельностью своих детей.
         
День открытых дверей   19 декабря 2015 года
    Особенно многолюдно здесь  бывает в дни школьных торжеств, во время проведения выборных компаний.  Люди приходят семьями,  знакомятся с экспозицией, оставляют записи в «Книге отзывов».[13]
     Вот некоторые из них:
  «Нам очень понравился школьный музей.  Много интересного увидели, масса приятных воспоминаний! Рады, что спустя столько лет приятно зайти в стены родной школы, чтобы  вспомнить детство. Здесь прошли лучшие годы».
Лугина Людмила Петровна, Тишкевич (Яцевич) Лариса Викторовна
(выпуск 1997 г.);
    «Огромное спасибо за музей. Как и не было этих 34 лет! Я все та же, и мы все вместе. Ваш (и мой!) музей – это приток новых жизненных сил».
Гайшун (Синкевич) Тамара Васильевна (выпуск 1976 г.)
         
Гаврилов Н.А. (выпуск 1956 г.)
полковник ракетных войск в отставке
г.Севастополь
    А пожелания ученикам школы Гаврилова Николая Амбросимовича звучат как наказ человека много пережившего, умудренного жизненным опытом:  «….пронести  через всю жизнь свое «Я», но не надеяться на судьбу, а быть немного впереди нее!»
   И, конечно же, есть своя закономерность в том, что ежегодно музей принимает у себя первоклассников.  А для выпускников проводится последняя экскурсия перед выходом во взрослую жизнь, чтобы через какое-то время возвращаться вновь и вновь, радуя своими творческими успехами, карьерным ростом, покорением жизненного пространства.
    Активизация познавательной деятельности  учащихся с помощью интернет-ресурсов
  Воспитательный процесс только тогда будет эффективным и результативным, когда мы будем разговаривать с детьми на понятном им языке, оперировать близкими им категориями, не диктовать, а умело направлять, чтобы добиться желаемого результата.
   Сегодня любой школьник, включая учеников начальной школы, не мыслит жизни без компьютера. Вот я и решила использовать наш школьный сайт       shkola22bobruisk@mail.ru   чтобы поделитьсяинформацией. 
    В феврале 2011 года создала группу: bobruiskschools22muzei.
   Количество участников группы  на сегодняшний день составляет 598 человек, а ежедневно ее посещают от 5 до 8 человек.
   В 15 тематических рубриках представлены фотографические и текстовые материалы, касающиеся истории школы. На сегодняшний день представлено 8877 фотографий.
Радует, что  информация, рассказывающая об историческом пути учебного заведения,  вызывает интерес  не только у нынешних учеников школы. Огромен поток выпускников, оставляющих свои комментарии, принимающих живое участие в работе группы. С их помощью  расширяется информационное поле: уточняются имена, даты, появляются новые материалы. 
    Выпускниками разных лет создано 8 новых альбомов, в которых размещено 89 фотоснимков.
  Эта форма работы имеет свои преимущества, т.к. предполагает быструю обратную связь и неограниченные возможности в плане общения, расширения географии  участников.
«Мы школу все благодарим»
Преемственность и неразрывная связь поколений  в воспитании идейно-нравственных чувств и  качеств учащихся
   Пока мы помним – мы живем… Непреложное веление времен, веление жизни.  Так уж устроен человек, что ему свойственно не только заглядывать вперед, но и оглядываться назад. И чем взрослее он становится, тем чаще и чаще он мысленно возвращается в прошлое. И нельзя никого заставить - каждый из нас делает это по велению своего сердца.
    На протяжении всего исторического пути школа радушно распахивает  двери для своих питомцев. Такие  встречи стали уже традиционны. Выпускники разных лет приходят в школу, чтобы встретиться с юностью, увидеться со школьными друзьями, вспомнить то чудесное время, имя которому – детство! Все виделось тогда иначе. Жизнь была раскрашена в яркие тона. У кого-то они стали еще ярче и насыщеннее,  у кто-то наступило разочарование.
   По прошествии десятилетий взрослые состоявшиеся люди приходят в свой класс, чтобы сдать главный экзамен – экзамен на зрелость. Кем бы они ни стали, каких бы высот ни достигли в жизни, в школе они вновь становятся озорными  мальчишками и девчонками. Сбрасывая груз житейских проблем, они вновь окунаются в атмосферу беззаботного детства, когда все легко и просто, радужно и безоблачно.
   Такие встречи проходят в школе практически каждый год. В основном собираются юбилейные выпуски: те, кто покинул стены школу 10, 20, 30 лет назад.
Встреча  30 лет спустя.   Выпуск 1981 года
     Но была и неординарная встреча двух поколений выпускников. Состоялась она 26 мая 2006 года. Чем она отличалась от других торжеств?
   Так совпало, что исполнилось 50 лет со дня первого выпуска. И одновременно уходил в самостоятельную жизнь 50 – й выпуск школы.
     Конечно же, встреча эта   символична. И  здорово что, невзирая на годы и расстояния выпускники разных поколений собрались вместе. 
     Собрались, чтобы  поближе познакомиться друг с другом,   понять что же роднит их, нынешних  со   сверстниками 50-х.
     Спустя годы, выпускники первого выпуска   подводили итоги и  констатировали, что жизнь удалась.
    А молодежь, начинающая жизнь, имела реальную возможность через призму жизни целого поколения иными глазами взглянуть на себя. Возможно, что-то переосмыслить, попытаться изменить в себе.
Первый выпуск школы
    Примечательно, что ученики первого выпуска вместе учились лишь два года, но пронесли через всю жизнь школьную дружбу. [16]
  Одноклассники на протяжении пяти десятилетий поддерживали  тесные отношения, переписывались, созванивались, собирались на юбилейные встречи.
Первый и пятидесятый выпуски  в школьном музее
май 2006 года
    А с каким чувством собственного достоинства подписывали наказ старшего поколения нынешние мальчишки!..  И торжественно обещали выполнить его:
На ўсё жыццё малітвай стаць павінна
Дзе б ты ні жыў, і што б ты ні рабіў.
Не разлюбі родную школу і Айчыну.
І род свой, і народ не разлюбі!
    И как созвучны эти мысли с Гимном средней  школы №22, который в завершении торжества был исполнен всеми присутствующими.
    Таким образом, проводимая поисковая, краеведческая работа в рамках созданного музея истории школы, явлется прочным основанием для воспитания самых высоких патриотических чувств учащихся, т.к. наглядно показывает, что нам есть чем гордиться. Пусть немного у нас было медалистов, но людей, достойных уважения школа воспитала достаточно.  Каждая судьба – пример для подражания, доказательство тому, что при желании в жизни можно состояться и добиться многого.
«Исторический экскурс в лицах и событиях»
   На сегодняшний день  школа располагает богатым потенциалом  для успешной работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Тот пласт материала, который наработан предыдущими десятилетиями коллективом школы требует детальной разработки. Назрела необходимость восполнения информационного вакуума  о работе школьного клуба «Поиск» , музея Днепровской военной флотилии. А сколько интересных страниц кроется в биографиях наших выпускников, учителей! Словом, Летопись учебного заведения требует постоянной  разработки.
   Кто-то из великих сказал: «Ученик – это не сосуд, который наливают, а-факел, который зажигают!». И здорово, что школьники с удовольствием занимаются научно-исследовательской работой. С целью пополнения и обновления фондов экспозиции истории школы изучают и обрабатывают собранные материалы. С огромным желанием участвуют в городских, областных и республиканских конкурсах творческих, научно-исследовательских работ. И не безрезультатно.
   Были подготовлены  научно-исследовательские работы:
- “Листая бабушкин альбом”.(О выпускниках 1956 года). – ученица 10 “А” класса  Русецкая О. В. [16]
Диплом 2 степени в городском конкурсе научно-исследовательских работ. Май 2009 года
-“Через годы, через расстоянья”… ( о знатных выпускниках каждого  десяти    
летия    работы школы) – ученица 11 класса Тихонова А.О. [19]
Дипломы 2  степени в городскоми и областном  конкурсах научно- исследовательских работ. Май 2010 года
- “Жизнь прожить – не поле перейти”( о ветеране Великой Отечественной 
войны Глушакове Н..) – ученица 10 класса Акулич И.Ю.
Диплом 1 степени в городском конкурсе рефератов.    Май 2010 года
- “Мне дороже всех 22-я”(Летопись истории школы) – ученица 11 класса Русецкая А.Ю. [1]
Дипломы 1 степени в городском  и областном конкурсах научно-исследовательских работ,     Ліст падзякі Міністэрства адукацыі РБ.
июнь - сентябрь 2010 года
- “Мы школу все благодарим”(о семейной династии учеников школы Потапенко-Тарелкины-Емелин) – ученик 4 класса Емелин А.П. [11]
Диплом 3 степени в городском конкурсе научно-исследовательских работ. Май 2011 года
- “Сеять разумное, доброе, вечное””(о Баровском Николае Павловиче – учителе истории,  руководителе клуба “Поиск””) – ученик 10 класса Ромашевский Р.Е. [17]
Диплом 2 степени в городском конкурсе научно-исследовательских работ. Май 2012 года
- “Прикосновение к подвигу””(фотопрезентация о работе клуба “Поиск””) – ученица 11 класса Подоляк П.В.  *
Диплом в районном конкурсе электорнных презентаций “Страницы истории Бобруйска”.      Октябрь 2012 года
-“Возвращенные из небытия”.(О работе клуба “Поиск”). – учащийся 11 класса Шитов С,К., учащаяся 8 “Б” класа Букас Ю.А .
Диплом 3 степени в городском конкурсе научно-исследовательских работ. Апрель 2015года
- “Что помнили””(о ветеране Великой Отечественной войны Глушакове Н.И. – учащийся 11 класса Янушевский В.И.
Диплом 1 степени в городском конкурсе научно-исследовательских работ. Май 2016 года
  Тематика научно-исследовательских работ свидетельствует о том, что ведется  разработка исторического материала по разным направлениям. И главное, практически все работы выполнены на высоком уровне, о чем свидетельствует их оценка.    Потенциал в данном направлении велик, и новые работы находятся в стадии разработки.
   Гражданско-патриотическое воспитание личности – тема многоаспектная, трудоемкая, постоянно развивающаяся. Нельзя определить какие-то точные границы и рамки: вот мы воспитали гражданина, патриота, высоконравственного Человека.
   Невозможно измерить степень воспитанности, (хоть и пытаемся!) восприятия тех или иных нравственных категорий. И тем более, определить насколько органично они вошли в сознание воспитуемого, как он  сможет воспользоваться полученным багажом знаний и как  применит на практике.
   Мы можем прилагать неимоверные усилия, прогнозировать перспективу, промежуточные и конечные результаты, но никогда не сможем до конца быть уверенными ЧТО получим в итоге. 
   Каждый ребенок  индивидуален, в чем-то непредсказуем,  имеет свое видение окружающего мира. И вторгаться  в его душу нужно осторожно, бережно, чтобы не навредить, не нарушить ту гармонию, которая живет внутри его. Мы не должны разрушать, можно лишь мягко и ненавязчиво пытаться корректировать.
   Считаю, что главное в работе учителя - суметь расположить к себе, завоевать доверие. Если ученик может прийти к тебе со своими проблемами, захочет открыть душу – маленькая победа!  Значит,  он тебя услышит, значит, вы будете единомышленниками. А успех – перспектива отдаленная, на нее надо работать и работать!
    Процесс воспитания тем и сложен, что нет сиюминутного результата, как в любой другой профессии. А видится все … «Глаза в глаза – глаза не увидать, Большое видится на расстоянии!»
Думаю, что сложившаяся в нашей школе система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дает свои положительные результаты. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать.
          Литература
1. Акулич, И.Ю. Нам дороже всех 22-я: Научно-исследовательская работа/ И.Ю.Акулич.- Бобруйск.- 2010.
2. Архивные материалы ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска».

3. Ахраменко, А.   Семейство каноистов. / А.Ахраменко // Физкультура  и  спорт, -2003. -  №6. – С.42.

4. Бароўскі,М. П. Імя, вярнутае з нябыту./М.Бароўскі //Чырвоная  змена,- 1985. - 23 мая.

5. Буткевич, В.В.Гражданско-патриотическое воспитание:методологические подходы и принципы           /В.В.Буткевич/Народная асвета,-2012.-№2.-С.35-38.

6. Броўка, П. Выбранныя творы /П.Броўка. – Мінск: Нар.асвета, 2004.– С.46.
7. Грышчанка, В. І ўзняуся помнік над ракой./ В.Грышчанка //Камуніст, -1985. - 15 мая.

8.Горбачевская, В.    Моему   другу   детства. /В.Горбачевская //Бабруйскае жыцце,-  2004. - 15 октября.

9. Гузелевич, Л.Н. bobruiskschools22muzei .-[Электронный ресурс]. – Режим  
10. Демидович, А.   Школа   жизни   №22 / А.Демидович// Вечерний   Бобруйск, -     
    2004. - 5 ноября.
11. Емелин, А. Мы школу все благодарим:Научно-исследовательская работа
    /А.Емелин. – Бобруйск. – 2011.
12. Коваленя, А.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения-
    важнейшее условие укрепления белорусской государственности  /А.А.Коваленя  
   // Праблемы выхавання, - 2006. - №4. - С.6-18.
13. Материалы экспозиции ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска.
14. Память. Бобруйск. – Минск: 1995. – 854 с.
15. Полубан, Н.В. Нам дороги эти забывать нельзя : Научно-исследовательская работа/ Н.В.Полубан. - Бобруйск.- 2009.
16. Русецкая,А.В. Листая бабушкин альбом: Научно-исследовательская  работа / А.В.Русецкая.- Бобруйск, 2008
17. Ромашевский, Р.Е. Сеять разумное, доброе, вечное:Научно-исследовательская работа / Р.Е.Ромашевский. – Бобруйск, - 2012.
18.Савицкий М. Цифры на сердце: Альбом репродукций / М.Савицкий.- Минск,- 1987.-14 с.
19. Тихонова,А.О.Через годы, через расстоянья: Научно-исследовательская работа  / А.О.Тихонова. -Бобруйск.- 2010.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.