Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 127 человек

Юные таланты

Дата: 8 января 2014 в 19:19, Обновлено 1 ноября 2014 в 22:53

70-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУЬ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
ПОСВЯЩАЕТСЯ..
.

Городской конкурс исследовательских работ по учебным предметам и краеведению
учащихся учреждений общего среднего образования

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...
Автор:
Янушевский Владислав Игоревич, учащийся 11 класса ГУО “Средняя школа №22 г. Бобруйска
Научный руководитель:
Гузелевич Лилия Николаевна, учитель начальных классов 
ГУО «Средняя школа №22 г. Бобруйска»

 

1. НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
Введение

 

Неумолимо бежит время… Колесо истории невозможно остановить или повернуть вспять. Помимо нашего желания одно поколение сменяется другим, уходят в прошлое события, ставшие эпохальными в жизни целых народов. Но прошедшие десятилетия не умаляют их значимости, актуальности. Бесспорно, таким событием по праву считается Великая Отечественная война. В нынешнем году Республика Беларусь празднует 70-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Память не знает забвенья. Она нужна нам, ныне живущим, не пережившим те страшные, полные лишений и жестокости, времена. 
Мы знаем о них по книгам, кинофильмам, памятникам и монументам, воздвигнутым на местах былых сражений. И еще: по рассказам участников тех далеких для нас событий – ветеранов Великой Отечественной войны. 
Мой рассказ об одном из них.
Не одно поколение учащихся средней школе №22 с благодарностью вспоминают Николая Игнатьевича Глушакова,* который на протяжении 15 лет работал учителем географии, заместителем директора школы. С интересом ребята слушали его рассказы о работе Бобруйского подполья в годы войны, о его героических сестрах-подпольщицах, погибших в немецких застенках.**
Мне захотелось пройти его жизненной дорогой, создать из разрозненных эпизодов жизнеописание Николая Игнатьевича.
Для характеристики исторической эпохи использовались фундаментальные издания о Великой Отечественной войне, мемуарная литература о партизанском движении в Беларуси, на Бобруйщине, материалы периодической печати и местных краеведов, членов Военно-научного общества г. Бобруйска, книга «Память. Бобруйск».

Для написания данной работы были использованы воспоминания Глушакова Н.И. (3), записанными выпускницей школы Полубан Ниной в 2009 году;* публикации самого ветерана.** (4: 5; 6; 7)

 

2. НАМ ДОРОГИ ЭТИ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ

2.1. ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

 

Перед нами - семейный альбом Николая Игнатьевича Глушакова… Его отец Игнатий Романович, женившись, жил на хуторе за деревней Буда Кировского района Могилевской области. 
Мать, Мария Севостьяновна, вместе с мужем разделяла все тяготы крестьянского труда. В период коллективизации они решили переехать в город Бобруйск. По улице К.Маркса купили небольшой участок земли, построили дом. Отец устроился работать на лесокомбинат, мать вела домашнее хозяйство.
В семье кроме Николая Игнатьевича (5.04.1924 г.р.) было еще четверо детей: младший брат Валерий и старшие сестры Люба, Соня и Катя. Катя в 1937 году окончила медицинский техникум и была направлена на работу в Высоко-Литовск (Западная Беларусь). Вторая сестра, Софья, в предвоенном году училась на последнем курсе техникума. А младшие – Николай, Любовь и Валерий учились в средней школе №4.(3)
Спокойную жизнь семьи нарушили события, которые принесли несчастье в то время многим людям.

В апреле 1937 года в дом вошли работники Бобруйского НКВД и стали делать обыск, спрашивая, где отец хранит оружие. Ничего не найдя, арестовали отца и заключили в тюрьму, здание которой тогда располагалось на углу улиц К.Маркса и Советской.
За что арестовали отца - никто не знал. В семье переживали, но помочь ничем не могли. По дороге в школу проходили мимо здания, навевающего ужас. У входа маячили фигуры часовых, из окон камер заключения шел пар. Можно было только догадываться, что людей там было очень много.
Николай стремился выяснить: где отец, что стало с ним. Как и другие молодые люди того времени он верил в вождя народов, в торжество справедливости. 
Он написал письмо И.В.Сталину, в котором просил ответить, за что арестован отец. Естественно, вождь всем ответить не мог, да и вряд ли письмо ему попало в руки. Но через некоторое время юношу пригласили в прокуратуру.
Работник прокуратуры был строго официален: «Ваш отец осужден тройкой НКВД по статье 58 на 10 лет без права переписки и сослан в Дальневосточные лагеря». Больше никаких комментариев не последовало. 
В виновность отца семья не верила. А подтверждение этому было получено спустя много десятилетий. 
Глушаков Игнатий Романович,1894 года рождения, циркулярщик артели «Мебельщик» репрессирован 30.09.1937 г., а реабилитирован 25.08.1988 года. (11, с. 331)
Но это было значительно позже. А перед войной их семья была семьей репрессированного со всеми вытекающими из этого последствиями. 
Этот факт еще не раз сыграет свою негативную роль в судьбах каждого из семьи Глушаковых.

 

2.2. ЮНОСТЬ, ОПАЛЁННАЯ ВОЙНОЙ

 

Наступил последний предвоенный год, вернее его лето. Сестра Софья оканчивала медицинский техникум, Николай и Люба – среднюю школу. Все стояли у порога самостоятельной жизни, строили планы, но война внесла свои коррективы.
Ранним утром 22 июня 1941 года над городом прозвучали первые раскаты взрывов. Это не встревожило, т.к. часто проводились учения и стрельбы в окрестностях города. Да и разговоров о войне не было. 
Еще неделю назад в газетах было опубликовано сообщение ТАСС о советско-германских отношениях и войну ничто не предвещало. В память врезались слова: «По данным СССР Германия также неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы…» (8; с.10).
Да и разве посмеют немцы напасть на нашу страну! Молодежь с гордостью пела: «Если завтра война, если завтра в поход, если вражья сила нагрянет, как один человек весь советский народ за советскую Родину встанет!» Николай и его сверстники с восхищением смотрели кинофильмы, в которых громили условных врагов, вторгшихся на нашу территорию. В репродукторе часто звучали слова: «Любимый город может спать спокойно…»
Утром среди соседей пошли разговоры о том, что в полдень ожидается важное правительственное сообщение. В 12 часов из репродуктора раздался голос В.М.Молотова, который сообщил о вероломном нападении Германии на Советский Союз. Война стала реальностью. 
Люди встревожились, но была полная уверенность, что еще на границе наши войска нанесут сокрушительный удар врагу и отбросят его с нашей территории. Реального положения дел на фронте жители не знали. Сообщили лишь о тяжелых боях в приграничной зоне. 
В книге «Разные дни войны» К.Симонов пишет о том, что в сводках Информбюро о боях на Бобруйском направлении упоминается только в июле: «…наши войска вели бои с подвижными частями противника, противодействуя попыткам прорваться на восток. В бою участвовала пехота, артиллерия, танки, авиация.» (13, с.112). Немного можно было понять из подобного сообщения, если учесть, что уже 28 июня 1941 года город был занят немцами.
Жизнь показывала, что не все так хорошо. Николай обратил внимание, что стали появляться раненые на территории санатория им. Ленина и крепости, постоянно увеличивался поток беженцев и отступающих красноармейцев. Появились штатские люди с оружием – члены истребительных отрядов. Среди населения ходили слухи, что немцы пытались выбросить десант за Минскими кладбищами, но его удалось обезвредить. 
Особенно увеличился поток беженцев 26 и 27 июня. Люди непрерывно двигались через мост. Город начала охватывать паника, т.к. крепость горела, в городе оставалось большое количество боеприпасов и медикаментов, которые не вывозились, начался разгром магазинов. Проходившие красноармейцы не только не препятствовали этому, но и сами убеждали забирать товары и продовольствие, чтобы все не досталось врагу. 
В результате эвакуационные работы в городе были выполнены лишь частично. 
Разрушений было не много. Практически все предприятия уцелели. На железной дороге стационарное оборудование и путевое хозяйство осталось в полной исправности.
К слову¸ электростанция дала ток на третий день после начала немецкой оккупации в городе.
В здании городского отдела милиции было оставлено много бланков паспортов, которыми впоследствии воспользовались подпольщики.(8, с.25 – 26).
Вместе с отступающими солдатами и беженцами уходила и семья Глушаковых. Сосед подогнал телегу, на нее и погрузили скромные пожитки. Путь лежал через деревянный мост по шоссе в сторону Могилева. 
Через некоторое время семья остановилась в деревне Столпище. Николай решил съездить на велосипеде к Березине и узнать, что происходит в Бобруйске. На подъезде к реке его остановили красноармейцы и предупредили, что город занят немцами. По дороге он обратил внимание на вырытые окопы, в которых занимали оборонительные позиции солдаты. В Титовке на перекрестке дорог на Рогачев и Могилев стояли орудия. Рядом лежали ящики со снарядами. Артиллеристы вели огонь и разрушили один понтонный мост. Но немцы соорудили новый и пытались переправиться через Березину. 
В воздухе все это время кружил немецкий самолет-разведчик. В первые минуты Николай не знал что предпринять. Над батареей появился немецкий бомбардировщик и сбросил несколько бомб. Появились раненые. И юноша бросился к ящикам со снарядами, вместе с подносчиками стал подносить снаряды. Но продержались они недолго, и началось отступление в сторону Могилева и Рогачева. Отступал с ними и Николай. 
На следующий день после возвращения Николая семья добралась до д. Забуднянские Хутора, где жили их родственники. Еще через день, выйдя на шоссе Бобруйск – Могилев, они увидели, как сплошным потоком двигались машины с солдатами, многие ехали на велосипедах. 
Идти вперед смысла не было, да и не хотелось стеснять и родственников. Погрузив на повозку пожитки, решили вернуться обратно в Бобруйск. Пришлось оставить лошадь с телегой, а самим переправляться на лодке, т.к. через понтонный мост немцы не пропустили.
Надо было как-то выживать. Дома сохранилась швейная машина. И Мария Севостьяновна стала шить*. В качестве платы за работу приносили продукты питания. С того и жили.

 

2.3. ВОЕННЫЕ ПУТИ - ДОРОГИ

 

В середине июля 1941 года семью Глушаковых разыскал родственник Доморад Никифор Георгиевич. До войны он работал председателем сельского Совета в Кировском районе, был членом ВКП(б). Бездействовать он не мог, но и подвергать опасности семью не хотел. Вскоре он решил искать партизан.
Между тем, проживая рядом с крепостью, Николай и Валерий часто туда наведывались. В одной из башен они нашли медикаменты и боеприпасы. Тайно перепрятали все это на чердаке.
Тяжелые впечатления произвели события, происшедшие в Бобруйской крепости в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года.
В эту ночь вся семья проснулась от выстрелов и зарева пожара, взметнувшегося над крепостью. Братья бросились к крепости, но туда не пропускали никого. По городу поползли слухи, что немцы в эту ночь уничтожили много советских военнопленных. 
Вот как описывает в своей книге «Крепость на Березине» А.М.Ненадовец: «Только с пяти часов утра 9 ноября в лагере началась работа. Убитые, раненые и те люди, которые притаились, чтобы выжить, лежали все это время под открытым небом. Как только пробовал кто-нибудь пошевелиться, слышалась пулеметная очередь, и снова все стихало. Силами военнопленных, убитых складывали на носилки, тачки, выносили и вывозили за крепостной вал на Березинский форштадт, где закапывали в крепостных рвах. Раненых гитлеровцы добивали на месте. Всего погибло во время этой акции более 4 тысяч человек». (10, с.31). 

За тем, как вывозили несколько дней подряд останки убитых, наблюдал Николай, т.к. дом находился рядом с крепостью. Ненависть и желание мстить врагу переполняло душу.
Между тем, Доморад Н.Г., вернувшись в Кировский район, влился в ряды подпольщиков. В апреле 1942 года С.И.Свирид, П.С.Мороз, А.И. Петруша и другие на базе патриотических групп в деревнях Подречье, Гута, Морховичи, Власовичи, Думановщина Кировского района организовали Кировский партизанский отряд. До июня 1942 года он действовал самостоятельно, а затем вошел в состав Кличевского оперативного центра 527 отряда, 27 ноября 1942 года включен во вторую Кличевскую бригаду, в марте 1943 года передан 9 Кировской бригаде. (12, с.545).
Доморад Н. Г., который позже стал комиссаром первого батальона 537 партизанского полка, дал о себе знать Глушаковым. И братья, и сестры встали на путь подпольной борьбы с фашистами. 
К дому Глушаковых время от времени подъезжала повозка с сеном, и в нее братья прятали добытые боеприпасы и медикаменты, которые затем попадали к партизанам. В погребе сарая стоял радиоприемник. Украдкой слушали сводки Совинформбюро, а затем развешивали по городу листовки.
Часто они появлялись на железнодорожной станции и в районе аэродрома. Наблюдали за передвижением эшелонов и самолетов фашистов.
Сестра Люба по заданию отряда устроилась на работу в немецкую комендатуру. В книге «Огни в родных лесах» бывший командир партизанского отряда Е.Г. Акушевич вспоминает о действиях подпольной группы Ксении Голубевой: «…Отважная девушка развернула в Бобруйске поистине огромную работу. Тщательно подобранные ею патриоты, действовали в разных районах города: на форштадте, лесокомбинате, железнодорожной станции, в госпитале, в городском зондерлазарете, где работали русские медики. С помощью патриотов Митя Голубев вывел из города многих советских военнопленных, которых обеспечивала документами переводчица Люба Глушакова. В условленном месте за городом беглецов поджидали связные из пригородных деревень Сычково, Соломенка, Щатково и других и переправляли в партизанские отряды на Кличевщину. Так продолжалось всю весну». (1, с.49 – 50).
Однажды Любе стало известно, что большая группа карателей отправляется для уничтожения партизанского отряда. Николаю было поручено предупредить партизан. Добравшись до отряда, он доложил об опасности. Командир бригады С.И.Свирид принял решение встретить карателей засадой. В нее попал немецкий обоз. Вместе с другими партизанами в атаку шел и Николай. Немцы, между тем, открыли огонь из орудия. Недалеко разорвался снаряд, юного подпольщика оглушило, осколок попал в шею. Изо рта, носа, ушей хлынула кровь. После окончания боя фельдшер извлекла осколок и сделала перевязку.
Чтобы не вызвать подозрений Николай вернулся домой. Тем более, что за их семьей могли начать слежку. Дело в том, что к этому времени не стало сестры Софьи. Она работала в госпитале для военнопленных, несколько раз передавала оружие связным для передачи партизанам. Однажды, при передаче оружия военнопленному, который должен был уйти в партизанский отряд, ее выследили и расстреляли.
Беда не ходит одна. В начале 1943 года из партизанского отряда связная несла задание для Любы Глушаковой. Она была схвачена СД. Учитывая начавшиеся в городе массовые аресты, командование отряда рекомендовало подпольщикам уйти в партизанский отряд. Николай зашел к другу, который должен был вместе с братьями покинуть Бобруйск. Возвратившись домой около 23 часов, он был схвачен немцами. Также арестовали и Валерия, Любу, Катю. (7)
В доме нашли медикаменты. Арестованных повезли на открытой машине в здание жандармерии (угол ул. Пушкина, д.20). Была поздняя ночь и всех развели по камерам. Николаю досталась маленькая комнатка с разбитым окном, около которого стоял полицейский. Стены камеры были исписаны надписями, среди которых особенно выделялась: «Прощайте, дорогие друзья. Приговорен к смертной казни». 
Около двух недель пробыл Николай в камере, пока его наконец-то вызвали к следователю. Следователь пытался узнать, что ему известно о деятельности сестры, назывались имена людей, занимающихся подпольной работой, выяснял принадлежность Николая к комсомолу. Николай отвечал, что ничего не знает, и следователь, видимо, поверил в это. Не последнюю роль сыграло и то, что на вопрос является ли молодой подпольщик комсомольцем, Николай ответил, что его не приняли как сына врага народа. Еще через неделю его перевели в общую камеру, где встретился с Валерием.
В камере было 30 человек. Время от времени немцы вызывали людей, заставляли раздеваться, а затем уводили. Обратно никто из них не возвращался. (3, с.4- 5)
Однажды вызвали и их с братом, но раздеваться не заставили. Мелькнула мысль, что это расстрел. Машина повернула к станции Березина, на душе стало легче. На Березине стояли вагоны, в которые вталкивали молодежь для отправки в Германию. 
На станции Высоко-Литовск конвоир взял несколько человек, чтобы получить пищу. Вызвался и Николай. На вокзале было много людей. Конвоир вероятно полагал, что никто не рискнет бежать. А Николай рискнул… и получилось! С большими предосторожностями выбрался за город и там встретил двух мужчин. Его новые попутчики оказались бежавшими из плена офицерами. 
Где поездом, где пешком спутники добрались до Ржева. После занятия города советскими войсками явился в военкомат. Николай стал помогать подбирать раненых. Военфельдшер принял его в госпиталь 3567. 
В начале 1945 года госпиталь был расформирован, и Николая направили в 53 стрелковый полк 2 Белорусского фронта. Жестокие бои развернулись в Восточной Пруссии. Враг сопротивлялся с большим ожесточением. И это не случайно.
На протяжении 1941-1945 годов Восточная Пруссия имела важное экономическое, политическое и стратегическое значение для немецкого верховного командования…Овладение Восточной Пруссией, цитаделью германского милитаризма, составило важную задачу завершающего этапа войны в Европе. Фашистское командование придавало большое значение удержанию Пруссии. Она должна была прочно прикрыть подступы к центральным районам Германии. (8, с.446).
Хорошо помнит Николай Игнатьевич бой за местечко Вайнхюбель. Непрекращающийся пулеметный огонь практически прижал к земле наших солдат. Несколько раз поднимались они в атаку. Погибли командир роты и комвзвода. В этих условиях командование взял на себя помощник комвзвода Глушаков. Боевая задача была выполнена. Но Николай получил ранение в голову. * (6)
После госпиталя Николай Игнатьевич служил в 13 трофейной бригаде в группе Советских войск в Германии, которая занималась демонтажем и отправкой в СССР оборудования немецких заводов. **
В апреле 1947 года демобилизовался и вернулся в Бобруйск. 
Только сейчас он узнал подробности судьбы своей сестры Любы. Последний раз видели Любовь Игнатьевну во дворе тюрьмы СД, где заключенных выпустили на прогулку. Она сильно исхудала, все лицо было в синяках. Женщине, работавшей здесь уборщицей и знавшей семью Глушаковых, она сказала: «Все, мне отсюда не выбраться». И через некоторое время фашисты ее расстреляли, не добившись признательных показаний.(7)

Сестра Екатерина и брат Валерий были вывезены немцами в Германию и там работали на фабрике вблизи Бойценбурга. Были освобождены англо-американскими войсками и вернулись на Родину.

 

2.4. ПОД МИРНЫМ НЕБОМ

 

В 1948 году Николай Игнатьевич поступил в Белорусский государственный университет на географический факультет, а после его окончания в 1954 году приступает к работе учителем сначала в средней школе №5 г. Бобруйска, а затем на много лет его родным домом становится средняя школа №3.(учитель, завуч, директор школы). 
Его новаторские идеи находили отклик, вызывали интерес среди коллег. За успешную педагогическую деятельность был награжден знаком «Отличник народного образования». Его методические статьи публиковались во всесоюзном журнале «География в школе»* и республиканском журнале «Народная асвета», на страницах местной печати. 
С 1976 по 1984 год Глушаков Н.И. работал в средней школе №22 заместителем директора по учебно-воспитательной работе. После выхода на пенсию до 1991 года преподавал географию. Уроки его проходили живо, интересно. Любил ходить с детьми в походы, возглавлял школьные лагеря труда и отдыха, вел большую работу по патриотическому воспитанию школьников. 
Заслуги Николая Игнатьевича Глушакова по достоинству оценены Родиной. Он имеет 13 правительственных наград, в т.ч. орден Отечественной войны 2 степени, медали «За отвагу», «Партизан Великой Отечественной войны», «За взятие Кенигсберга», им. Георгия Жукова… Ему присвоено почетное звание «Ветеран труда».

Жена Николая Игнатьевича, Анастасия Нестеровна,* умерла в 2004 году. Дочери Тамара, Татьяна и Ирина окончили школу с золотыми медалями и выбрали профессию педагога. Тамара закончила музыкально-педагогический факультет, живет в г.Гродно. Татьяна – факультет химии и биологии, живет в Гомеле. Ирина получила специальность учителя-дефектолога, живет в Минске. Все уже на заслуженном отдыхе.
У Николая Игнатьевича 8 внуков и 3 правнука. Большая дружная семья очень любит своего родоначальника. Часто собираются вместе, чтобы полистать семейный альбом, вспомнить детство, папину боевую молодость.(14)

 

3. ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ!
Заключение

 

Вот и подошел к завершению мой рассказ о Николае Игнатьевиче Глушакове. Его жизненный путь не был легким. Опаленная войной юность, закалила его характер. Не затаив обиды за незаслуженный арест отца, он не озлобился, а стал в ряды защитников Отечества. 
Не обошлось в этой борьбе без жертв. Погибли сестры Софья и Любовь. А они как и все хотели жить, любить, растить детей и внуков… К сожалению, и сегодня неизвестно место их захоронения. Но память о них жива. По ходатайству клуба «Поиск» средней школы №22 сведения о героических подпольщицах занесены в городскую книгу «Память. Бобруйск» (11, с.449).
Многое пришлось вынести и Николаю Игнатьевичу: два ранения, фашистские застенки, вывоз в Германию. Но он с честью прошел через все испытания.

Жизненный и боевой путь Николая Игнатьевича – это путь человека, который вырос в простой крестьянской семье, был подпольщиком, солдатом, а впоследствии, всю свою жизнь отдал воспитанию подрастающего поколения. В школьном музее есть экспозиция, рассказывающая об этом удивительном человеке.* (4)
В год 70-летия славной Победы Николаю Игнатьевичу исполнилось бы 90 лет. Он ушел из жизни 27 апреля 2013 года… 
Моя работа – дань уважения, преклонения перед человеком, чья жизнь – пример подлинного служения Родине, жизнелюбия, огромного житейского и профессионального опыта, которым он с великим удовольствием делился с коллегами, молодежью. 
До последнего дня в нем сочетались прекрасная память, здравый ум и чудесное чувство юмора. Он с оптимизмом смотрел вперед, строил планы… Но, неумолим бег времени… 
Мой современник! В нашей суетной жизни не торопись, не обдели вниманием любого убеленного сединами человека - может быть, он нуждается в твоем участии… 
Склони голову, помни о том, что когда-то случилось с ним, с нашей страной! 
Пока мы помним, мы живём!..

Через года, через века
помните…
О тех, кто уже не придёт никогда -
ПОМНИТЕ!



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Акушевич А.М. Огни в родных лесах./ А.М.Акушевич - Мн., 1987. – с.49-50.

2. Беларусь в Великой Отечественной войне. 1941 - 1945. - Мн., 1993.

3. Воспоминания Глушакова Николая Игнатьевича./ Полубан Нина, учащаяся 11 класса ГУО «Средняя школа №22 г. Бобруйска. – Бобруйск.- 2009. - 8 с.

4. Глушакоў М. Адчуванне сваей карысці.(Падводзім вынікі працоўнай 
чвэрці)./ М.Глушакоў // Камуніст. - 1981. - 16 верасня.

5.Глушаков Н.И. Бои местного значения./ Н.И.Глушаков // Бабруйскае жыццё. - 2005. - 20 апреля.

6. Глушаков Н.И. Длинные версты войны./ Н.И.Глушаков // Бабруйскае жыцце. - 2004. - 14 мая.

7. Глушаков Н. Сестры. / Н.Глушаков // Бабруйскае жыцце. - 2009. - 23 студзеня.

8. История Великой Отечественной войны - В 6-ти т.- Т.2.– М., 1961.- с.10.

9. Ливенцев В.И. Партизанский край. / В.И.Ливенцев - Мн., 1983. – с. 25 – 26.

10. Ненадавец А.М. Крэпасць на Бярэзіне. /А.М.Ненадавец. – Мн.: Полымя. – 1993. – с.31.

11. Память. Бобруйск. - Мн., 1995. – с. 449.

12.Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.(июнь 1941– июль 1944). - Мн., 1983. – с. 545.

13. Симонов К. Разные дни войны. / К. Симонов.- М.,1994. - с.112.

14.Шевчик Т.Н. Не забыть фронтовые дороги. / Т.Н.Шевчик // Бабруйскае жыцце. – 2009. - 22 мая.

 

===============================================================================

 

Городской конкурс научно-исследовательских работ про краеведению. 2010 год

 

МЫ  ШКОЛУ  ВСЕ  БЛАГОДАРИМ

Емелин Александр, учащийся 5 класса 

 

Научный руководитель: Гузелевич Л.Н.-учитель начальных классов

 

Работа удостоена Диплова третьей степени

 

Когда  деревья были большими…

Когда я был маленьким, то ходил в детский сад  мимо высокого  большого здания. Оно стояло в отдалении от дороги на возвышенности и напоминало мне сказочный замок. Я придумывал  невероятные истории  о великанах, добрых и злых волшебниках, которые живут там. Мне очень хотелось  побывать в нем и увидеть все это своими глазами.

Однажды я рассказал о своей мечте бабушке.

Оказалось, что мой сказочный замок – школа.* И учились в ней  и моя бабушка, и моя мама, и мой дядя.  А главное, я тоже скоро буду в ней учиться!

Я тогда  никак не мог понять: как они могли  учиться в  школе? Ведь они такие взрослые, умные…

Бабушка рассказала, что и она  была маленькой, как я сейчас. Оказывается, и мама  с дядей Димой  тоже были детьми…

А вечером бабушка достала старую папку с фотографиями и какими-то бумажками, тетрадками.  Мне было очень интересно рассматривать эти пожелтевшие листки.

С фотографий на меня смотрели совершенно незнакомые люди. Одеты они были как в старых фильмах и выглядели очень смешно.

На одной из фотографий   бабушка указала на маленькую девочку-первоклассницу со смешными косичками,  в большущих ботинках…  Я  не верил своим глазам! Бабушка-первоклассница?..**

Я удобно устроился  в кресле и готов был слушать рассказы моей любимой бабули.

 

 

Эту школу закончила бабушка…

Школа   наша   была   точно  такой  же,  как  и  сейчас,  только  деревья были поменьше.
- Бабушка, наверное, у вас всё было по-другому?
- Мне  кажется, в сё  было точно так же.  Уроки такие же:   рисование,   пение,  труд,   физкультура.  Точно  так  же нас учили считать, читать, писать...

  Хотя,  есть отличие. Когда я училась в начальной школе (а это было   40 лет назад), ещё не изобрели шариковых ручек. И  мы учились писать пером. *

- Каким  пером? Гусиным?

- Нет,  не гусиным, а стальным.

- Стальным?  А  у  какой   это птицы стальные перья?

- Да нет же, это было не птичье перо, а изготовленное на заводе. Его просто назвали пером по старой памяти, ведь   раньше люди писали перьями птиц - гусей, лебедей...  Перо надо было макать в чернила. Чернил  хватало только на одно слово, а то и меньше, по­этому макать перо в чернильницу прихо­дилось довольно часто.

На каждой пар­те были сделаны специальные углубле­ния для чернильницы и для ручки. ** Чер­нильницы были невыливайки.

- Что, из них не выливались черни­ла?

- Нельзя сказать, чтобы совсем не выли­вались. Просто устройство черниль­ницы было таким, что при переворачивании выливалось совсем немного чернил. Но всё равно мы всё ходили перепачканные. Перо часто засорялось, цепляясь за бумагу. Поэтому на уроках труда мы делали специальные перочистки из толстой ткани, что­бы освободить перо от мусора. Иначе красиво не напишешь!

Мы ведь писали буквы иначе, чем вы: отрывая перо от бумаги и делая нажим.

- Что такое нажим?

- Давай откроем мою тетрадь по русскому языку.  Смотри! Когда перо движется вниз, на не­го можно слегка надавить, и линия получается толще, а когда перо движется вверх, на него не нажмёшь, и линия получается тоньше. 

Мы тоже учимся красиво писать на минутках чистописания, но  так  не получается…

- А  у   нас    был  специальный   урок – чистописание.

- Бабушка, а  как вы одевались, если можно было испачкаться чернилами?

- У нас была школьная форма. Очень красивая. У мальчиков, правда,  был  обычный   костюм. А у девочек были коричневые платьица и передники. *

В обычные дни мы носили чёрные передники, а в праздничные — белые, очень нарядные, с оборочками. И ещё  были белые манжеты и воротнички, которые, стирались чаще, чем платье, поэтому их было несколько. Они пришивались к платью, и платье становилось нарядным.

 Девочки, в основном, носили  длинные волосы и заплетали их в косы красивыми бантами. У меня тоже были тонюсенькие смешные косички. Но стричь их я не разрешала!

- А цветной фотографии у тебя нет?

- В то время не было цветных фотографий. Их только могли вручную  раскрасить в фотоателье. Да и вообще, фотоаппараты тогда были далеко не у всех. Не то, что сейчас. По­этому у меня не так уж много школьных фото­графий.

- А сколько человек было у вас  в классе?

- В моем классе было  сорок два ученика. А  отметки нам сразу ставили, с первого дня.  И никакого "Введения в школьную жизнь" - пришёл в школу и учись. И в субботу мы тоже учи­лись.

- А какие уроки у вас ещё были?

- Математика у нас называлась арифметикой, а природоведение -это  то же самое, что и "Человек и мир».

- А был у вас компьютерный класс?

- Наверное, трудно  пред­ставить, но персональных компьютеров тогда  не было. Компьютеры были только в вы­числительных центрах больших предприятий. Они занимали несколько огромных залов, и работа­ли на них только редкие специалисты. Даже телевизоры и телефоны были дома не у всех.

- Бабушка, вам, наверное, было очень трудно учиться без шариковой ручки, компьютера, мобильного теле­фона?

- Учились мы   весело и интересно. Занимались в различных кружках, участвовали    в  спортивных   соревнованиях,   ездили  отдыхать   в пионерские лагеря,  лагеря труда и отдыха.  Мне очень нравились туристические поездки * по разным городам нашей огромной  страны – СССР.   Я побывала  в Минске, Москве, Киеве.

А еще я пела в школьном хоре и занималась в танцевальном коллективе.

- Как ты думаешь, бабушка, а что самое главное в школьной жизни?

- Не было у нас в  те годы  музыкальных центров,  компьютеров, мобильных телефонов. Но были  верные школьные друзья, с которыми до сих пор мы встречаемся и помогаем друг другу, если нужно. И учиться мы старались хорошо. Это самое нужное в жизни человека — то, без чего действительно не обойдёшься в любые времена.

 

 

Мама с дядей здесь тоже учились…

Прошли годы, и бабушка привела в первый класс средней школы №22 свою дочь Тарелкину Нину – мою маму.  Произошло это в 1987 году.

- Мама, а ты помнишь свою первую учительницу?

- Татьяна Алексеевна Перхова… С первой минуты знакомства я смотрела на нее влюбленными глазами. Она мне представлялась  феей из сказки: добрая, умная, красивая. Часто на уроках я даже не слышала,  о чем она говорит, а просто любовалась ею.  А надо было писать палочки, крючочки… И я старалась, потому что не могла ее подвести!

- А любимые предметы в школе у тебя были?

- Это сейчас я уже понимаю, что не предметы любимые, а учителя, которые так ведут уроки, что на них хочется приходить снова и снова.    

 Мне повезло в жизни, что белорусский язык и литературу преподавала Людмила Ивановна Миронович. На ее уроках я училась  мечтать, рассуждать. А уроки труда Светланы Петровны Харланцевой стали настоящими уроками жизни. Она нас учила не только  шить, готовить, вязать, но и быть всегда привлекательными,  интересными, загадочными.

            К школьным платьям  (синего цвета)   мы придумывали и сами делали ажурные манжеты, воротнички, платочки. А каких замысловатых форм банты мастерили! 

-Вы же не только учились, но и  отдыхали. Расскажи…

- Мы любили слушать музыку. Был у нас проигрыватель. *

- А что это такое?

- Проигрыватель - это  что-то  вроде  нынешнего  музыкального  центра, а вместо дисков – пластинки. С ними нужно было обращаться очень аккуратно. Если поцарапаешь – пластинка испорчена. 

         Собираясь с одноклассниками,  мы не только слушали музыку, но и танцевали. Правда, громкость была не такая, как у сегодняшних систем…  Нередко мы разговаривали громче, чем играла музыка. Но это нисколько не мешало.

        А когда были поменьше, мы с братом любили смотреть мультики. На стену прикрепляли белую простыню вместо экрана, выключали свет в комнате и как в настоящем кинотеатре начинался показ. Диафильмы – нарисованные и перенесенные на прозрачную пленку сказки, рассказы. Вставляешь такую пленку в диапроектор  и сам вертишь ручку, которая помогает сменять кадр за кадром.  Под каждым изображением - текст.  В нашем доме была огромная коллекция диафильмов. Смотреть их мы могли часами…

- Мама, а ты была октябренком, как я?

- Была и октябренком, и пионеркой.       У каждого ученика  была октябрятская звездочка   с изображением   маленького  Владимира   Ильича  Ленина . Принимали в октябрята лучших ребят, а звездочка была предметом особой гордости.  Застежка, как на любом значке, была непрочная, и  случалось, что кто-то терял звездочку. Сколько было слез!..

   В пятом классе мы стали пионерами.  Вступая в ряды пионерской организации, мы произносили торжественную клятву,  обещая   быть дружными, честными, любить свою Родину.

 Чем занимались? На пионерские сборы приглашали интересных людей, помогали ветеранам, участвовали в субботниках, собирали металлолом и макулатуру, ходили в походы. Было весело и интересно.

  А еще мне посчастливилось побывать в Республиканском лагере  «Зубренок».    В   нем  собрались  школьники  из  всех областей     Беларуси.  Там   мы   учились   и  отдыхали.          После занятий      организовывались    встречи,     концерты   с      участием известных артистов. Мы побывали  в Хатыни, Минске. А сколько новых друзей появилось после этой поездки!   Разъехавшись по домам, мы писали друг другу письма.

- Мама, а с дядей Димой вы в детстве дружили?

- Всякое бывало. Разница в возрасте у нас два года и мне приходилось за ним присматривать. А не хотелось. Часто он мне мешал играть с подружками, нередко портил мои тетради и книжки. А когда пошел в первый класс,  в мои обязанности входило забирать его из школы.

Дядя Дима о годах учебы в школе говорит коротко: «Было весело!».

- Даже тогда, когда выводил первые буквы,  веселился?

- Нет, тогда было не до веселья. Трудно было.* А потом снова весело! За первые два годы учебы в школе у нас сменилось три учителя. В третьем классе с нами стала работать Лилия Николаевна Гузелевич. Так что у меня четыре первых учителя!

- И как же ты учился?

- В начальных классах хорошо, а вот потом…  снова весело! 

             Еще в четвертом классе мы начали  много времени проводить вместе. Нам больше нравилось общаться, чем учиться. В школе проводились разные мероприятия, спортивные соревнования, мы стали ходить в походы. 

Запомнился праздник «Колядки».   Это было настоящее представление, а мы -  в белорусских национальных костюмах выступали перед зрителями. Были там и Коза, и Баба с Дедом,  Цыган с бубном…  И даже настоящая балалайка!

Может быть, именно тогда у моей одноклассницы Старорусской Вероники родилась мечта стать артисткой? (Теперь она работает в Минском областном театре в городе Молодечно).

Любил дядя Дима и  путешествовать.   А повзрослел – стал заниматься спортом.  Отстаивал честь школы в соревнованиях по легкой атлетике, лыжам,  стрельбе.

 В октябре 1999 года в городских соревнованиях по троеборью  команда школы заняла первое место, а Дмитрий Тарелкин стал абсолютным чемпионом по стрельбе из пневматической винтовки. 

              Вот такой у меня дядя!

 

А теперь наша школа в дом родной для меня превратилась…

…Наступил тот долгожданный день, когда я с волнением переступил порог школы. Теперь я был уже  не  гостем, а  настоящим учеником. Мне хотелось быстрее познакомиться с учительницей, а главное, увидеть ребят, с которыми буду вместе учиться.

Я удивился, когда узнал, что моя  учительница Лилия Николаевна  много лет назад учила дядю Диму. И ее в нашей семье все знали.

Класс мой был небольшим – всего семь учеников: шесть мальчишек и одна девочка. *  Мы сразу подружились.

Скоро выяснилось, что  можем не только шалить, дурачиться, но и хорошо поем. На первом же праздничном концерте весь класс вышел на сцену.  Зрителям очень  понравилось наше выступление. А нам понравилось быть настоящими артистами!

В четвертом классе нас стало уже одиннадцать! Посмотрите, как мы выросли! ***  А сколько нового узнали за это время! Но по-прежнему, мы  шумные, неугомонные и любознательные.

Чему научился я за четыре года?  Конечно же, читать, писать, считать…  Мне стало интересно, а как учились мои родные?     

Главная оценка тогда была  «5», а мне теперь надо заработать «10». Сложно!  Но мне нравится учиться, и я буду стараться.  Ведь знания нужны, чтобы получить интересную профессию.

Я мечтаю стать следователем. Очень люблю смотреть фильмы о милиции. Люди этой профессии стоят на страже закона, следят за порядком и помогают в трудных ситуациях. А еще меня привлекает эта профессия тем,  что  заставляет  думать, решать сложные задачи, требует на ходу принимать решения. Надо суметь перехитрить  преступников и не допустить беды. А главное -  наказать зло.

  Но это мечта. А сегодня я с удовольствием рисую, леплю из пластилина, люблю что-нибудь мастерить.  Нравится математика. А еще больше – физкультура. Вот было бы здорово, чтобы этот предмет был в расписании каждый день!

Недавно у меня появилось новое увлечение – спортивное ориентирование.   В   начале   учебного   года  к  нам  пришел  тренер Болдыш Сергей Михайлович. Оказалось, что он  выпускник нашей школы.  В школьные годы он занимался в секции туризма и даже был призером городской  краеведческой олимпиады. *  Он пригласил ребят нашего класса в секцию. 

На первом же занятии мы стали  читать карту, изучали условные обозначения. Потом тренировки проводились в парке, лесу.

 А потом были соревнования. И наша команда «Орион» заняла первое место по технике пешеходного туризма.  Диплом, которым нас наградили, был  вывешен на школьной доске объявлений, и нас все поздравляли.

 Так в экспозиции истории школы появилась моя первая спортивная награда. **  Рядом с дядиной…  Думаю, что будут и другие. Тем более, что кроме туризма я теперь занимаюсь  и футболом.

Время  еще есть!

==============================================================================

 

Городской конкурс исследовательсих работ по краеведению. 2012 год

 

СЕЯТЬ  РАЗУМНОЕ,  ДОБРОЕ,  ВЕЧНОЕ...

 

Ромашевский Роман, учащийся 10 класса

Научный руководитель: Гузелевич Лилия Николаевна

 

Работа удостоена Диплома второй степени

 

Введение

 Не так уж часто приходится в жизни встречать людей, общение с которыми приносит истинное наслаждение.  Именно таким человеком был Николай Павлович Боровский. * Он заряжал энергией,  в любой жизненной ситуации   находил  положительные моменты, никогда не отчаивался.

Сеял разумное, доброе, вечное… Кратко, лаконично, а за этой фразой - целая жизнь, каждый день которой наполнен  событиями. Именно эти слова как нельзя лучше  иллюстрируют жизненный путь изумительного собеседника, человека чуткого и внимательного, краеведа,  учителя от Бога  Николая Павловича Боровского. Человека,  внесшего  достойный вклад в дело увековечивания памяти солдат Великой Отечественной войны.

Узнал я о Николае Павловиче  из рассказов моего деда Ромашевского Станислава Антоновича. Об их настоящей мужской дружбе в школе до сих пор ходят легенды. Вместе работали, вместе занимались одним делом. Но судьба их развела…

Предметом исследования является жизненный путь учителя истории, краеведа, патриота Николая Павловича Боровского. Мне захотелось больше узнать об этом человеке, восстановить события его  короткой, но яркой жизни, воссоздать образ человека волевого, целеустремленного, высоко эрудированного

Основной задачей данной работы является  обобщение материалов, и воссоздание портрета   личности выдающейся, неординарной.

  Я занимался поиском фактических  и фотографических материалов; изучал и анализировал сведения и факты из жизни Н.П.Боровского. Использовал при этом интервью, опрос. Во многом  опирался на воспоминания    своего    деда,   сестры    Ивановой    Марии    Павловны, использовал  материалы экспозиции истории школы, газетно - журнальные публикации,  книгу  «Памяць. Бабруйск»,   в создании   которой  принимал  участие  Н. П. Боровский. *

 

 МЫ  РОДОМ  ИЗ  ДЕТСТВА

Как сладок детский сон,  приятен запах  дымящейся на углях картошки,   вкус парного молока… Голос мамы, доносящийся сквозь многие десятилетия…

Но детство – это еще и время  становления. Именно в детские годы закладывается тот фундамент, на котором впоследствии  будет взращен Человек. Ощущения детства незабываемы и близки каждому. Они сопровождают человека  всю жизнь, помогают в трудную минуту отвлечься, придают силы, помогают выстоять.

Каким же было детство моего героя?  Родился  Боровский       Николай     Павлович    6 ноября 1948 года в семье служащего в Бобруйске. Отец Павел Васильевич – инвалид Великой Отечественной войны, участвовал в обороне Ленинграда, имел правительственные награды. Часто маленький Коля забирался  на колени к отцу - и вопросам не было конца. Очень скоро он сам  мог пересказать ранее  услышанное, чему безмерно радовался. А когда оставался один, рисовал все то, о чем знал из рассказов отца. На обрывках линованной, оберточной бумаги летали самолеты, стреляли танки. А огромные красные звезды можно было увидеть и на стареньких выцветших обоях…

Но отца скоро не стало. С пяти лет мальчишка жил с бабушкой, мамой и сестрой.  Серафима Ивановна работала билетером в кинотеатре «Товарищ». Зарплата была небольшой, жили очень скромно. Но когда мама брала его с собой  на работу – это был настоящий праздник. Коля сидел тихонечко у входа   и с замиранием сердца ждал,  когда погаснет в зале свет и начнется такое!.. Фильм «Чапаев» он знал практически наизусть. В детстве Николай отличался острым умом и любознательностью. В 5 лет он уже читал, хорошо

знал географическую карту. По переулку Шмидта, на котором жила семья, Коля гордо вышагивал с изрядно потрепанным атласом мира в руках. И даже мальчишки постарше с интересом рассматривали книгу. [ 5, с.2. ]

 Школьные годы  пронеслись  стремительно и интересно. В начальных классах Коля Боровский был, пожалуй, самым прилежным учеником. Но потом…  Он становится главным озорником и  заводилой  в школе. Имел феноменальную память, но  учиться не хотел. Как признавался сам Николай Павлович, бывало,  и уроки срывал, и кнопки учителю физики на стул подкладывал. А чего стоили набеги на близлежащие сады!..  Учебу совсем забросил и  в седьмом классе его даже оставляют на второй год…

 Но наступил переломный момент, когда мальчишка вдруг стал взрослым и понял, что в жизни  ему придется добиваться всего самому. И он усиленно засел за учебники, пытаясь восполнить пробелы в знаниях. Оказалось много интересных вещей осталось за пределами школьных учебников. В нем проснулась тяга к знаниям, неудержимое желание ежедневно, ежечасно познавать что-то новое.

 Его любимыми предметами были история и обществоведение. Любил читать русскую литературу. Особенно нравились произведения Ф.Достоевского, И.Тургенева, Н.Чернышевского. Настольной была книга Николая Островского «Как закалялась сталь», а главный ее герой Павел Корчагин стал идеалом.  С огромным удовольствием читал стихи А.Пушкина, М.Лермонтова. Но особой страстью повзрослевшего юноши стала поэзия Владимира Высоцкого. Большую часть из того, что удавалось найти и переписать в тетрадь, он знал на память.

Всегда был душой компании, первым и в спорте, и в труде.  Имел разряды по баскетболу и футболу. Стремительно летит время, школа остается позади. Нужно  определяться в жизни. И Но тяга к знаниям оказывается сильнее. Николай идет  работать электриком на завод железобетонных изделий. 

 

ВРЕМЯ  ВЗРОСЛЕНИЯ   И  ИСКАНИЙ

В 1967 году Николай поступает  на исторический факультет Минского пединститута. * Здесь его способности проявились в полной мере. Он занимается научной работой, участвует в республиканских и общесоюзных конференциях. Его научные работы занимают призовые места и отмечаются Грамотами Министерства  образования БССР.

Активно занимается комсомольской работой. Ежегодно, чтобы хоть как-то поправить материальное положение, работает в студенческих строительных отрядах. Именно они стали настоящей школой жизни для Николая Павловича. Он сплавлял лес в Карелии, строил линии электропередач в Сибири, строит жилые поселки на севере… 

Но главное – это учеба. Его называют «ходячей энциклопедией». Николай увлекается проблемами развития национально-освободительного движения  в Латинской Америке и Африке. Его кумиром становится кубинский революционер Эрнесто Че Гевара. Пишет дипломную работу по этой теме и  успешно защищается.  Ему предлагают учебу в аспирантуре. Но надо помогать  матери, учить сестру. И Николай Павлович  едет по распределению работать в Язымскую среднюю  школу Стародорожского района учителем истории.

Начинается его педагогическая деятельность.

Его организаторский талант не остался незамеченным. Вскоре его избирают  секретарем     комсомольской   организации,    затем    первым секретарем Стародорожского райкома комсомола. А спустя два года он переходит инструктором  в  РК  КПБ,   становится  заведующим      организационным отделом.*** Он в гуще событий, среди людей, полон энтузиазма. Но жизнь вносит свои коррективы.

 В     1981  году  Боровский Н.П.  возвращается   в   Бобруйск.  А с 1 сентября приходит работать  в среднюю школу №22. Он живо включается в туристско-краеведческую работу. [5.]

Все свое свободное время Николай Павлович отдает детям: готовит к олимпиадам, занимается с ними спортивным ориентированием, велоспортом, скалолазанием, водным туризмом, ходит в походы, учит играть в шахматы. И результаты не заставляют себя ждать.

 

 

 ВОЗВРАЩЕННЫЕ  ИЗ  НЕБЫТИЯ

 В 1983 году в школе создан   клуб  «Поиск». Он  имел 5 поисковых экспедиционных отрядов, объединяющих 45 красных следопытов.

Среди различных направлений поисковой работы важнейшее место уделялось розыску неизвестных захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Этой работой учащиеся занимались на протяжении 15 лет под руководством учителя истории Боровского Николая Павловича и учителя физкультуры Ромашевского Станислава Антоновича.*

Результатом их деятельности стало открытие  памятников на ранее неизвестных захоронениях. За годы работы клуба   ребятами были упорядочены захоронения 23 неизвестных  воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Троим были возвращены имена.

В 1983 году отряд поисковиков  отправился в экспедицию вдоль реки  Березины.   В  деревне  Селиба   внимание  привлекли      железный памятник и  небольшая деревянная оградка. На тумбе значилась надпись «Могила  неизвестного  солдата».  Местные  жители  рассказывали,  что   в захоронении покоятся останки моряка, погибшего в 1944 году в бою за освобождение Бобруйска. Один из жителей рассказал, что погибший был родом из Подмосковья. Фамилия его была на букву «Я».

Два года продолжался поиск: переписка с ветеранами Днепровской военной флотилии, архивами, военкоматами. И настал день, когда события тех далеких дней были восстановлены. [11, с.2.]

27 июня 1944 года идет ликвидация «бобруйского котла». Враг пробует в разных местах прорвать железное кольцо, упорно сражается за все стратегические объекты. В их числе - железнодорожный мост через реку  Березину. В числе штурмовавших – 1 отряд бронекатеров из дивизии А.И.Пескова. Перед ними поставлена задача: провести разведку боем, попытаться захватить мост через р.Березину и продолжить движение по реке в сторону Борисова.

Как вспоминали участники данного боя, бывший радист бронекатера №92 Неволин Н.Г. и боцман Положенко С.И., поставленная задача, как оказалось впоследствии, была невыполнима. Слишком сильно была укреплена охрана моста, а  фарватер Березины не давал возможности продвинуться дальше. Но атака состоялась.

 Три бронекатера вышли к мосту и начали бой. Расстреляв боеприпасы, они  возвращались на базу. В районе Бобруйского форштадта  с высокого дерева (оно сохранилось и сегодня) грянул выстрел снайпера. Молодой матрос В.М.Яшинин * был ранен в живот. Прибыв на базу в д.Селибу, краснофлотцы вынесли  моряка на берег. Рана оказалась тяжелой и  спустя 2 часа он умер.  С воинскими почестями его похоронили, на могиле установили простой деревянный памятник.

Шло время. Памятник разрушился,  на могилу стала наступать вода, и жители перезахоронили останки моряка на высоком берегу. Поскольку  фамилию  никто   не   помнил,   решили   написать      «Могила неизвестного солдата». В райвоенкомате  захоронение на учете не состояло, а местные жители продолжали ухаживать за могилой все эти десятилетия.

И вот наступил день, когда в торжественной обстановке был открыт памятник с другой надписью. * Поисковикам удалось  установить не только имя, обстоятельства гибели, но и недолгий жизненный путь молодого моряка В.М.Яшинина.[7, с 2.

   А  в 1989 г. экспедиционный отряд  при помощи жителя г. Бобруйска Кондратьева С.З. * разыскал место гибели летчика 128-го авиабомбардировочного полка Хорошилова Бориса Григорьевича, погибшего 30 июня 1941 г. в боях за Бобруйск.  

Вот что рассказал Сафон Захарович.*    В то время он был еще подростком. Вместе с другом они обнаружили на деревьях сбитый советский самолет. Метрах в двадцати лежал убитый летчик. Ребята открыли планшет, достали документы. На всю жизнь   врезалась в память фамилия «Хорошилов». Друзья похоронили летчика. Позже  они оказались в партизанском отряде, а в 1944 году вступили в  Красную Армию и воевали по Победы.

 После войны могила, находящаяся в лесу, разрушилась, а в 80-е годы на территории, где она находилась, прошел сильный пожар. И только фамилия дала возможность начать поиск.

 Началась переписка с архивами. Из Управления кадров ВВС Министерства обороны был получен следующий документ: «На учете офицерского состава ВВС состоял младший лейтенант Хорошилов Борис Григорьевич, 1914 года рождения, (место рождения не указано), который с июня 1940 года проходил службу старшим летчиком-наблюдателем 128 бомбардировочного авиаполка.      По данным ВВС Западного фронта 30 июня 1941 года он не вернулся с боевого задания.  Исключен из списков как пропавший без вести. [12.]

В дальнейшем в результате переписки с архивами, ветеранами, военкоматами удалось разыскать родственников погибшего летчика: брата и племянника, которые проживают соответственно в Костромской области и г. Мурманске. На основании переписки удалось установить автобиографические данные и обстоятельства гибели летчика, который считался без вести пропавшим.

Через 47 лет после гибели летчика над Березиной прозвучал залп почетного караула, и останки  Хорошилова Б.Г.  с соблюдением всех воинских почестей были погребены. По ходатайству красных следопытов школы Хорошилов Б.Г. Бобруйским райвоенкоматом из списков без вести пропавших исключен и захоронение его зарегистрировано. В ноябре 1990 г. туристским отрядом школы во время  проведения похода, вокруг могилы погибшего летчика  смонтирована железная ограда.

И последнее захоронение здесь возникло уже в 1995 году.

Житель деревни  Продвино Тимофеев А.К., заменяя старый забор, копал ямы для установки  столбов. В очередной раз вместе с грунтом  была выкопана человеческая кость. Он прекратил работы и сообщил об этом в военкомат. На этот раз поисковикам повезло, т.к. в земле был найден солдатский медальон, с помощью которого удалось,  спустя  40 лет после войны,  восстановить имя еще одного солдата Великой Отечественной… Им оказался пехотинец Черхан Магомед.

Памятники при непосредственном участии  ДЮЦП и Э «Бабраня» официально зарегистрированы военкоматом и сельсоветами, внесены в издания – своды памятников белорусской земли.

Установленные   же   имена   В. М.  Яшинина,   Б .Г. Хорошилова, занесены в городскую книгу «Памяць. Бабруйск».*[9, с.488; с.652.]

Был еще один достаточно показательный результат  работы клуба «Поиск». Красные следопыты школы помогли разыскать боевую награду ветерану Великой Отечественной войны, красноармейцу Агееву Николаю Федоровичу, проживающему в районе школы. [12.]

Он часто выступал перед ребятами в школе  и однажды рассказал, что в 1944 году  на территории  Молдавии он в составе взвода автоматчиков охранял  штаб.   Немцы  жестоко атаковали.  Наши  воины   отразили   7  атак противника. Николай Федорович был ранен.    Когда он лежал в госпитале, приходил политрук и сообщил, что за проявленное мужество Агеев Н.Ф. представлен к боевой награде.  Четыре месяца он пробыл в госпитале, воевал до окончания войны, но награду так и не получил.

Почти полтора года писали запросы в архивы юные следопыты.  И спустя 45 лет награда нашла солдата. В школьном музее Николаю Федоровичу Агееву  представителем городского военного комиссариата  был вручен орден Красной Звезды.

Все это состоялось благодаря человеку, посвятившему себя любимому делу: изучению истории родного края.

Это дело всей жизни  Боровского Николая Павловича.

 

МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ ДНЕПРОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

25 февраля 1986 года начал свою работу школьный музей боевой славы Днепровской военной флотилии. [12.]  Согласно приказу по школе от 24.02 1986 года,  руководителем музея был назначен Боровский Н.П.,  утвержден Совет  и созданы группы поиска,  экскурсоводов, корреспондентов, и рабочая группа по оформлению музея. Ребята изучали материалы, вели переписку с ветеранами, Советами ветеранов воинских частей, архивами, сельскими советами, паспортными столами, военкоматами.     Некоторые  материалы,   собранные активистами музея, ранее были неизвестны в городе и после их

предания гласности, пополнили экспозиции городского краеведческого музея.

 В экспозиции музея «Днепровская военная флотилия в боях за г. Бобруйск»  были представлены схемы, фотографии,  отражавшие освободительные бои дивизиона катеров  непосредственно в черте города у железнодорожного моста через реку Березину.

Все это удалось установить на основании бесед с местными жителями – очевидцами событий, основываясь на материалы, присланные краснофлотцами, принимавшими участие в боях за наш город.

Все материалы были переданы краеведческому  музею. В городской и областной прессе были опубликованы статьи Н.П.Боровского, освещающие эти события.  [ 2, с. 3; 3, с.3.]

В ходе работы был  установлен достаточно любопытный факт: в личном составе бронекатера №92 в освобождении нашего города принимал участие Герой Советского Союза Куликов Алексей Тимофеевич – первый Герой Советского Союза в составе ДВФ.

Удалось подтвердить и участие в боевых действиях при освобождении Бобруйска четырнадцатилетнего юнги Олега Ольховского, который погиб в 1944 году при освобождении Пинска. Это заключение основывалось на  материалах и фотодокументах, присланных бывшими краснофлотцами Положенко Н.И. и  Неволиным Н.Г.  Посмертно, в 1974 году Ольховский О.П.  был принят в ряды ВЛКСМ.*[12.]

В витринах музея экспонировались предметы вооружения, найденные туристскими экспедиционными отрядами на местах боев флотилии, газеты, карты-схемы, письма. * Среди них - книга бывшего командующего флотилией В.В.Григорьева «И корабли штурмовали Берлин». На форзаце  – дарственная надпись вице – адмирала флота с пожеланиями   успехов  в  поисковой  и  музейной  работе.  В  ту     пору В.В.Григорьев проживал в г.Москве.

Интерес у посетителей музея вызывал альбом, в котором содержались сведения о  краснофлотцах – Героях Советского Союза, получивших это высокое звание в годы войны.

Огромная работа была проведена по установлению личных  составов  экипажей бронекатеров № 92 и № 93 Днепровской военной флотилии, сражавшихся за освобождение Бобруйска в 1944 году. Снаряжались экспедиции,**   была налажена переписка с ветеранами  Днепровской военной флотилии,   ее Советом ветеранов,   архивом Военно- Морского флота.   Н.П.Боровский  работал 2 недели в Центральном архиве Министерства обороны СССР в  г. Подольске.

 К сожалению, большинство из освободителей города либо погибло во время войны, либо умерло от ран. Материалы впоследствии были опубликованы на страницах городской газеты. Фотографии и сведения о моряках переданы в городской краеведческий музей и  занесены в книгу «Памяць. Бабруйск».[9.]

Материалы музея боевой славы Днепровской военной флотилии экспонировались на городских конференциях ветеранов войны,  в рамках мероприятий, проводимых городским обществом охраны памятников.

Хранились в музее  и материалы о воинах – освободителях Бобруйска. Нередко удавалось установить ранее неизвестные данные.

Так, например, Герой Советского Союза Николай Андреевич Колодко,  имя которого носит пионерская организация школы и сегодня, совершивший подвиг в июне 1944 года при освобождении Бобруйска,  ранее служил в авиации. Он был сбит  на Брянском фронте, самолет упал на нейтральную полосу и ему удалось пробраться к своим. В ранее опубликованных материалах эти сведения отсутствовали.

В течение ряда лет актив музея совместно с членами клуба «Поиск» собирали сведения о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне школы.      Результатом этой работы явилась Книга народной славы.  На ее страницах  представлены фотографии и биографические данные участников войны  с указанием правительственных наград.

В 1989 году в связи со значительным увеличением количества экспонатов, музей получил новое помещение.  Дважды в городских смотрах- конкурсах школьных музеев занимал 2 место (1997 и 1998 гг.) 

А в 2000 году по ряду причин музей  прекратил свое существование.

 

 

ПОКОЙ  ЕМУ  ТОЛЬКО  СНИЛСЯ…

Не было, пожалуй,   в школе   ни   одного дела,   за которое  бы   не брался  Н.П.Боровский. И делал всё блистательно, потому что не мог иначе.

 Листаем летопись  школы… [12.]

 1985 год. Первое место в комплексном зачете на городском слете участников

летних походов и экскурсий, посвященных 40-летию Победы.

1986 год.  Бобруйский городской Совет ветеранов войны награждает педагогический коллектив за большую работу по военно-патриотическому воспитанию и интересную поисковую работу.

1987 год. Центральный штаб Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы награждает комсомольскую организацию школы, ставшую победителем  12 –го этапа Всесоюзного конкурса.

В этом же году - Грамота Могилевского областного комитета ЛКСМБ в конкурсе на лучший памятник, созданный на общественных началах.  Речь идет о памятнике морякам Днепровской военной флотилии. Школьниками во главе с Боровским Н.П. и Ромашевским С.А. были разработаны рабочие эскизы будущего памятника: на постаменте стоял катер БК №92. Для изготовления макета требовались немалые по тем временам деньги. И чтобы осуществить эту идею, практически все ученики  школы (кроме  малышей) в течение лета работали на прополке  саженцев в питомнике зеленхоза. Заработали более 600 рублей, что позволило заказать в городском отделе архитектуры  и изготовить пластмассовый  макет. Но реализовать этот проект так и не удалось. Возникли разногласию относительно места установки монумента, финансовые проблемы.

И воздвигнут был памятный знак морякам - днепровцам только в 2005 году, но уже в другом месте и по другому проекту… *

…1990 год. Управление народного образования Могилевского облисполкома награждает за активную работу по краеведению. А спустя  месяц в г.Алуште  проходят  Всесоюзные соревнования по спортивному ориентированию. Примечательно, что команда г.Бобруйска  практически полностью была представлена учениками нашей школы  (кроме Гапонова Дмитрия - учащийся   СШ №14).  Лидерами  тогда не стали, но по результатам вошли в десятку сильнейших Советского Союза.

Немало  в истории нашего учебного заведения происходило знаменательных событий. Но это, пожалуй, наиболее значимое достижение. С 1990  по 1999 годы, (на протяжении 9 лет!),  мы являлись  бессменными лидерами в городской туристско - краеведческой туриаде.  Об этом свидетельствуют 9 симпатичных бобрят - символов  города в экспозиции истории школы №22. *

Это было не просто разовое выступление! В течение всего учебного года согласно плану проводились соревнования по велоспорту, скалолазанию, водному и пешеходному туризму, спортивному ориентированию…   А завершалась  туриада олимпиадой по краеведению.  По общим результатам определялись лидеры.

Этот рекорд не удалось до сегодняшнего дня повторить ни одной другой школе города! 

Немало было сделано, сколько вершин покорено! Логичным завершением многолетнего труда стали Грамоты   УНО Могилевского областного  исполкома и ЦК ЛКСМ Белоруссии в 1998 году   за   активную     поисковую    работу   и  военно -  патриотическое воспитание  учащихся.

С уходом Николая Павловича Боровского, практически, завершилась целая эпоха в жизни школы, наполненная созиданием, положительными эмоциями, триумфом побед.

 Кто – то из великих сказал: «Ученик – это не сосуд, который наливают, а  - факел, который зажигают!». И это мастерски умел  делать Николай Павлович. Он  общался с учениками просто, но без панибратства. Умел расшевелить каждого, найти те невидимые струнки, на которых можно сыграть, добившись наивысшего результата.  Темы для разговоров были самые разные. Ребята особенно любили вечера в походах: все усаживались вокруг костра и начинался тихий неторопливый разговор обо всем.

 Круг  интересов Николая Павлович был настолько разнообразен,познания настолько   широки, что ни один  вопрос  не мог  его поставить в затруднительное положение.  Это был человеком энциклопедических знаний. В совершенстве владел  английским языком, читал на немецком, болгарском, польском, венгерском,  французском и  итальянском языках.

И ребята уважали его за компетентность, видели в нем человека надежного, тянулись к нему. К слову сказать, не одного мальчишку наставил на путь истинный Николай Павлович! Чувствовал их души, знал их интересы. А, главное, был для них авторитетом!*

 

 

 ОН  ПАМЯТНИК  СЕБЕ  ВОЗДВИГ  НЕРУКОТВОРНЫЙ

На высоком пригорке по улице Комбинатской стоит памятник с надписью   «Неизвестным   солдатам,    погибшим  за Родину».    [9, с.756.]      По свидетельствам старожилов  на этом месте в годы войны была линия окопов.    А сегодня оно почитаемо жителями микрорайона. Сюда приходят ученики  средней школы №22, чтобы почтить  память павших, склонить головы в молчании и возложить цветы.

 Началось все в далеком 1989 году. Старожилами было указано место, где в 1944 году при освобождении Бобруйска было  захоронено около двух десятков воинов, погибших при освобождении Назаровки.  В 70-е годы их останки  эксгумировали и перезахоронили на Мемориальном комплексе  по ул. Минской.   Спустя годы появилась  информация о том, что  в стороне от основного  захоронения была еще могила.   В апреле 1990 года поисковая группа   приступила    к   работе.   Сохранившиеся   останки  трех  воинов, обмундирование  свидетельствовали о том, что  принадлежали они к пехоте. *Приложение 11.

Нашлись очевидцы тех грозных лет, которые позволили установить обстоятельства гибели солдат.

 28-29 июня 1944 года кольцо «Бобруйского котла»     прочно сомкнулось.  Началась ликвидация окруженных соединений. Бои шли на окраинах Бобруйска. Первыми в Назаровку проникают разведчики. Троих из них местные жители предупреждали, что  в поселке много немцев, просили  быть осторожней. Когда бои утихли, среди погибших опознали и их.

4 мая 1990 года состоялось  торжественное перезахоронение погибших  воинов. На месте захоронения был установлен памятник «Могила  трех неизвестных солдат». *  Спустя год в мае 1991 года  состоялось  перезахоронение    останков   еще   двух  неизвестных  воинов,   найденных поисковиками в ходе туристических экспедиций. [1, с.136]

В  пос.Зеленка ребята встретились с бывшим комиссаром партизанского отряда Храпко Николаем Борисовичем. Он познакомил ребят с пожилой женщиной, которая  рассказала, что в конце июня 1944 года, когда шли  бои  за освобождение  Бобруйска,  местные жители покинули свои дома и спрятались в лесу.  Вернувшись обратно,  обнаружили на улице холмик. Находившиеся в их доме офицеры сообщили,   что   похоронен   погибший   солдат.  В  дальнейшем могила сравнялась с землей. После проведения поисковых работ останки рядового пехоты были найдены и торжественно перезахоронены в братской могиле на ул.Комбинатской.

В тот же день  были погребены останки неизвестного летчика-лейтенанта.  О том, что  у дороги рядом с Конным двором на Фандоке был похоронен летчик, давно ходили разговоры среди жителей  Кривого Крюка. Ускорило  события то, что на эту территорию стали надвигаться  строящиеся корпуса ОАО «Фандок».   

Были установлены обстоятельства гибели  летчика. [1, с.138]  В город уже вошли немецкие войска, заканчивался июнь 1941 года. Самолет-бомбардировщик был сбит за Березиной. Переправившись через реку, летчики появились у одного из подворий.  Трое вошли в дом, а один замешкался. Внезапно появились  немцы. Трое летчиков были схвачены, а  находившийся во дворе, попытался бежать. Но был убит выстрелом в голову. Немцы забрали документы и оружие убитого и увели пленных. Вечером местные жители  тайком  похоронили  погибшего.   Долго    ухаживали  за могилой, а после войны о нем забыли, и холмик сравнялся с землей.

 Более чем через 50 лет неизвестный летчик-лейтенант  обрел свой последний приют вместе с другими погибшими воинами  в братской могиле по ул.Комбинатской.

Прошли годы. Сегодня в братской могиле покоятся 7  воинов.* Имена их, к сожалению, остались неизвестны, но память о них жива. Сюда приходят ученики средней школы №22 в самые торжественные моменты. Здесь принимают в октябрята и пионеры, проводят уроки мужества, встречаются с ветеранами. Это место стало для школьников священным.

Вот какие строки  родились у Виктории Миходько: 

Курган высокий и знакомый,

Печален вид твой в тишине!

И нет такого человека,

Забыл который о тебе.

 

Глядишь: и мрачные ступени…

Ограда. И цветы лежат…

Глубокой мрачностью своею

Былые думы ворошат.

 

Здесь нет ни смеха, ни веселья.

И лишь печальные стоят

Деревья, тихо приклонившись

К могиле молодых солдат.

 

Здесь память, память, снова память,

Былых воспоминаний шум!.

Как много здесь минут молчаний…

Как много здесь печальных дум.  [8.]  (творческий конкурс,  2004 год, 2 место)  

    

Он памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…  Каждый раз, приходя на братское захоронение, наряду с историей его появления на карте города, звучат и имена людей, стоящих у истоков его создания. Это заместитель руководителя клуба «Поиск» Ромашевский Станислав Антонович* и Николай Павлович Боровский – идейный вдохновитель и руководитель этого проекта.

Скоро слово сказывается… А сколько сил, энергии, титанического многолетнего труда вложено в  дело увековечивания памяти солдат Великой Отечественной войны!  Низкий им поклон!                                                      

 

Заключение

  Сеять разумное, доброе, вечное 

 Вот мы и перевернули последнюю страницу повествования о человеке целеустремленном волевом Николае Павловиче Боровском.

Он был надежным товарищем и душой коллектива. Он был профессионалом в своей области, а военно-патриотическая, поисковая работа стала смыслом его  жизни. И умер он, как солдат, на передовой, находясь  на  раскопках  в  Витебской  области    Дубровенском    районе 26 июня 1997 года.   

Вахта Памяти оказалась последней в его неполные 49 лет… **

 

Почему всё не так? Вроде - всё как всегда: 
То же небо - опять голубое, 
Тот же лес, тот же воздух и та же вода... 
Только - он не вернулся из боя. 

 
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас 
В наших спорах без сна и покоя. 
Мне не стало хватать его только сейчас, 
Когда он не вернулся из боя.

 

Он молчал невпопад и не в такт подпевал, 
Он всегда говорил про другое, 
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, 
А вчера не вернулся из боя. 
                   

То, что пусто теперь, - не про то разговор:

Вдруг заметил я - нас было двое... 
Для меня - будто ветром задуло костёр, 
Когда он не вернулся из боя. 

 
Нам и места в землянке хватало вполне, 
Нам и время текло - для обоих... 
Всё теперь - одному. Только кажется мне, 
Это я не вернулся из боя.     [6, с.72.]

 

«Эти строки Владимира Высоцкого  очень точно выражают смысл  нашей многолетней дружбы,  боль утраты настоящего  преданного товарища, на которого можно было положиться всегда и во всем», - поделился самым сокровенным всегда  немногословный Станислав Антонович Ромашевский…

Сеять разумное, доброе, вечно!.. Мы не говорим о Николае Павловиче Боровском в прошедшем времени. Ведь он продолжает жить в делах, им сотворенных, в душах его учеников и в памяти коллег. Он учил жизни, т.к. знал о ней не понаслышке. Он проповедовал добро, т.к. был добрейшей души человеком. Он ушел в вечность!.. И память о нем будет вечной…

В экспозиции истории ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска» есть раздел, посвященный жизненному подвигу Николая Павловича Боровского. Мы помним о нем, он с нами…

            

 

Список используемых источников:

1.Бароўскі, М.П. Вярнутыя з небыцця / М.П.Бароўскі // Магілёўская  даўніна . –Магілёў. -  1997. – С. 135 – 139.

2.Бароўскі,  М. У атаку ішлі чырвонафлотцы / М.Бароўскі // Магілёўская праўда. - 1985.  -    16      красавіка.

3.Бароўскі, М. Маракі ў бітве за горад / М.Бароўскі // Камуніст. - 1985. - 16 лютага.

4.Воспоминания сестры Н.П.Боровского Ивановой Марии Павловны. /Иванова М.П.- Бобруйск.- //Экспозиция ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска».- 2004.

  5.Воспоминания заместителя руководителя клуба «Поиск» Ромашевского Станислава Антоновича. /        Ромашевский С.А. // Экспозиция ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска».- 2010.

  6.Высоцкий, В. Нерв./ В.С.Высоцкий. – Москва: Современник,  – 1992. – С.72.

  7.Грашчанка, В. І ўзняўся помнік над ракой / В.Грышчанка // Камуніст. - 1985. - 15 мая.

8.Миходько, В. Неизвестным солдатам посвящается / В.Миходько //Экспозиция истории  ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска».- 2004.

9.Память. Бабруйск: Гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раенаў Беларусі.- Минск:Вышэйшая школа, 1995. -765 с.

10.Парсаданаў, У.  Вярнуты з нябыту  / У.Парсаданаў     // Бабруйскае   жыццё.  - 1985. - 16 лютага

11.Рамашэўскі, С.Забыццю не падлягае.  / С.Рамашэўскі.  // Камуніст. –1988. – 23 жніўня.

          12.Экспозиция истории ГУО «Средняя школа №22 г.Бобруйска

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.